Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории
Воспитание у школьников уважения к труду
Вызывая у своих учеников уважение к созидательному труду людей, учитель истории участвует в трудовом воспитании строителей нравственного общества. Уважение и восхищение вызывает у учащихся творческий труд народных масс в древности и средневековье, превративших пустыни, степи и болота в поля и сады, создавших грандиозные сооружения, обеспечивших дальнейшее развитие техники и культуры усилиями многих поколений. В памяти школьников запечатлеваются образы тружеников и творцов, строителей каналов и городов, дворцов и соборов, их глубоко волнуют образы бессмертных титанов Возрождения.
Курсы истории древнего мира и средних веков показывают, что первоначальные основы современной культуры, которой пользуется человечество в наши дни, были созданы творческим трудом многих народов.
Уже на первых уроках по истории древнего мира учитель обращает внимание школьников на то, что многие великие изобретения и открытия человечества сделаны в глубокой древности. Школьники знакомятся с началом изготовления орудий труда и овладением огнем, изобретением топора, плота, лодки, лука и стрел, постройкой жилищ, началом земледелия, скотоводства, ткачества.
При этом учитель ставит перед собой задачу - раскрыть роль труда в формировании человека, в выделении его из мира животных, в дальнейшем развитии первобытного общества и человеческого сознания. Решению этой воспитательной задачи помогают вопросы и задания: в чем было главное отличие древнейших людей от животных? Какие орудия труда были у древнейших людей? О каких новых орудиях мы узнали? Подумайте, какие действия и в какой последовательности должен был произвести древнейший человек, чтобы изготовить ручное рубило.
При выполнении подобных заданий школьники не только учатся постигать связи между трудом и накоплением знаний, трудовых навыков, совершенствованием орудий труда, появлением новых занятий человека, но и начинают лучше осознавать тяжесть и длительность первых трудовых процессов, понимать великую роль труда в развитии человеческого мышления и науки.
Действенным воспитательным приемом при изучении истории древнего Междуречья является сопоставление его территории до заселения ее людьми и после того, как трудом народных масс был преобразован облик долины Евфрата и Тигра. Рассказ учителя о преобразовании природы Междуречья можно проиллюстрировать схематическим рисунком, показывающим процесс строительства плотин и осушения болот.
Дальнейшей конкретизации и обобщению знаний школьников, их самостоятельному выводу о преобразующей роли человеческого труда помогают вопросы такого типа: Почему долина Ганга стала пригодной для жизни человека? Каким образом китайский народ преодолел многие трудности, создаваемые природными условиями страны? Большое впечатление на чувства учащихся производит рассказ учителя о постройке египетских пирамид, сопоставление их размеров с величиной современных построек и техники строительства в древности и в наше время, а также сообщение о строительстве Великой Китайской стены.
Курс истории средних веков содержит большие возможности для того, чтобы показать роль основного трудящегося класса - феодально-зависимых крестьян - в развитии производства. При сопоставлении положения рабов и крепостных крестьян учащиеся понимают, почему крестьяне были больше, чем рабы, заинтересованы в результатах своего труда. При характеристике значительных сдвигов в хозяйстве, происшедших к началу второго периода средних веков, мы еще раз подчеркиваем преимущества труда экономически заинтересованных, хотя по большей части еще лично зависимых, крестьян перед подневольным трудом рабов. На убедительных примерах жизни средневекового города мы раскрываем созидательную и решающую роль труда в прогрессивном развитии производства и общества в целом.
При характеристике жизни и труда цеховых ремесленников в средние века мы располагаем богатыми возможностями для воспитания у детей уважения и честного отношения к труду. Так, учитель обращает внимание школьников на приведенные в учебнике и в книге для чтения те статьи цеховых уставов, которые требовали от ремесленников производить товары исключительно высокого качества, например: «Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине»; «Если мастер станет ворсить сукно, а два мастера обнаружат, что оно было плохо промыто, то виновный вносит штраф...». Полезно сообщить детям, что слово «шедевр», в наше время ставшее нарицательным обозначением высококачественного произведения искусства, возникло в средние века и означало искусное образцовое ремесленное изделие, изготовленное подмастерьем, претендующим на звание мастера. В это изделие вкладывалось все умение, чтобы придирчивые цеховые старшины не могли найти в нем ни одного изъяна.
Большую роль в трудовом воспитании школьников играет ознакомление их с техническими достижениями третьего периода средневековья. Во многих школах с этой целью успешно используются изготовленные самими учащимися макеты и действующие модели ткацкого и токарного станка, домны, водяной мельницы, верхнебойного колеса, действующего при откачке воды из шахт. У учащихся воспитывается уважение к труду и на беспримерном образце трудолюбия нидерландских крестьян и ремесленников, отвоевывавших у моря прибрежные земли, построивших плотины и превративших свою маленькую страну в самую цветущую, богатую и передовую в Европе XVI в.