Нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству. Обучение истории, в частности, истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, вносит свой существенный вклад и в формирование мировоззренческих знаний, и в воспитание у учащихся нравственной морали: патриотизма и интернационализма, уважения к труду и борьбе народных масс, непримиримости к эксплуатации человека человеком, к классовому, национальному и религиозному гнету, жестокости и несправедливости.
Нравственное воспитание должно начинаться с формирования уважения к труду. Вызывая у своих учеников уважение к созидательному труду людей, учитель истории участвует в трудовом воспитании строителей нравственного общества. Далее, важным элементом выступает патриотическое воспитание. Патриотические чувства учащихся V— VI классов воспитываются на ярких примерах защиты отечества, свободы и независимости народными массами в их борьбе с иноземными захватчиками. Наконец, эстетическое воспитание учащихся не ограничивается простым ознакомлением с лучшими памятниками искусства древности и средневековья в их воспроизведениях. Встреча с выдающимися памятниками искусства народов древности и средневековья дает школьникам первоначальные представления о духовном богатстве прошлого и учит видеть и понимать прекрасное. Благодаря этому у них развивается чуткость и любовь к искусству, вырабатываются критерии оценки художественных произведений.
Методическая литература по истории древнего мира и средних веков
- Активизация познавательной деятельности учащихся V классов при обучении истории /под ред. П. В. Горы. М., 1962.
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. Методические основы учебника истории средних веков. «Преподавание истории в школе». 1969, № 4.
- Александров А. И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М., 1964.
- Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах /под ред. Ф.П. Коровкина и Н.И.Запорожец М.: Просвещение, 1970 (репринтное издание – 2003) – 400 с.
- Основные вопросы учебно-воспитательной работы в. V классе, том II, гл. XI—XV, ред. Ганелин И. Ш. и др. М.: 1998.