Место и роль обучения истории
в нравственном воспитании учащихся
 
Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
 
 

Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся

Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

1.Воспитание у школьников уважения к труду

 

2.Воспитание чувства человеческого достоинства, патриотизма и интернационализма в обучении истории

 

3.Эстетическое воспитание на искусстве древности и средневековья

 

 

Нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству. Обучение истории, в частности, истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, вносит свой существенный вклад и в формирование мировоззренческих знаний, и в воспитание у учащихся нравственной морали: патриотизма и интернационализма, уважения к труду и борьбе народных масс, непримиримости к эксплуатации человека человеком, к классовому, национальному и религиозному гнету, жестокости и несправедливости.

Нравственное воспитание должно начинаться с формирования уважения к труду. Вызывая у своих учеников уважение к созидательному труду людей, учитель истории участвует в трудовом воспитании строителей нравственного общества. Далее, важным элементом выступает патриотическое воспитание. Патриотические чувства учащихся VVI классов воспитываются на ярких примерах защиты отечества, свободы и независимости народными массами в их борьбе с иноземными захватчиками. Наконец, эстетическое воспитание учащихся не ограничивается простым ознакомлением с лучшими памятниками искусства древности и средневековья в их воспроизведениях. Встреча с выдающимися памятниками искусства народов древности и средневековья дает школьникам первоначальные представления о духовном богатстве прошлого и учит видеть и понимать прекрасное. Благодаря этому у них развивается чуткость и любовь к искусству, вырабатываются критерии оценки художественных произведений.

 

 

Методическая литература по истории древнего мира и средних веков

 

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся V классов при обучении истории /под ред. П. В. Горы. М., 1962.
  2. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Методические основы учебника истории средних веков. «Преподавание истории в школе». 1969, № 4.
  3. Александров А. И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М., 1964.
  4. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах /под ред. Ф.П. Коровкина и Н.И.Запорожец М.: Просвещение, 1970 (репринтное издание – 2003) – 400 с.
  5. Основные вопросы учебно-воспитательной работы в. V классе, том II, гл. XIXV, ред. Ганелин И. Ш. и др. М.: 1998. 
 
Вернуться к примерам сайтов *** На главную страницу