Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся
 

Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся

Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

1.Воспитание у школьников уважения к труду

 

2.Воспитание чувства человеческого достоинства, патриотизма и интернационализма в обучении истории

 

3.Эстетическое воспитание на искусстве древности и средневековья

 

Содержание нравственного воспитания

 

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания. В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования.

К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние – пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

 

Воспитательная направленность обучения истории

 

Воспитательное воздействие на учащихся оказывают исторические факты - вызванные ими переживания, оценки, мысли, осознанные на этой основе идеи и убеждения. Весь процесс обучения истории направлен на решение воспитательных задач. Уже первоначальное восприятие ярких фактов оказывает на учеников сильное эмоциональное воздействие, оно возрастает по мере продумывания и осмысления фактов. Часто школьнику для осмысления, для оценки факта, необходимо пересказать его, выразить о нем свое мнение, сравнить его с другими фактами. Поэтому воспитательное воздействие исторического материала проявляется не только при его первоначальном изложении, но и при закреплении, опросе и обобщающем повторении.

Задачи учителя истории в нравственном воспитании школьников заключаются в том, чтобы найти и отобрать в порядке конкретизации и оживления материала учебника частные факты, образы, детали, крылатые выражения, усиливающие воспитательное воздействие основного материала курса, а в отдельных случаях выполняющие самостоятельную воспитательную роль; довести до учащихся материал в доходчивой, убедительной и эмоциональной форме, выражая в ряде случаев свое личное отношение к событиям и людям; разработать приемы и найти средства, помогающие ученикам осмыслить особенно важный в воспитательном отношении материал и способствующие превращению выводов, оценок в убеждения, а эмоций - в устойчивые чувства.

В результате обучения и нравственного воспитания на уроках и других занятиях по истории в средней школе у советских школьников вырабатывается сознательный подход к анализу исторических явлений.

При обучении истории древнего мира и средних веков учитель формирует у школьников понимание историчности общественных явлений, показывая истоки возникновения неравенства, частной собственности, эксплуатации, общественных классов, государства, религии, культуры, наконец, определенной общественно-экономической формации. Ознакомление учащихся с возникновением многих общественных явлений в древности и средние века позволяет учителю раскрыть исторические условия, породившие их.

Обучение истории древнего мира и средних веков вносит свой существенный вклад и в формирование мировоззренческих знаний, и в воспитание у учащихся нравственной морали: патриотизма и интернационализма, уважения к труду и борьбе народных масс, непримиримости к эксплуатации человека человеком, к классовому, национальному и религиозному гнету, жестокости и несправедливости.

На основе характеристики идеологии и морали различных общественных классов учитель помогает школьникам объективно оценивать деятельность народных масс и отдельных личностей, решать этические проблемы, формирует у своих учеников социально-обусловленные моральные чувства, критерии поступков, убеждения, воспитывает честность, принципиальность, готовность к подвигу.

У учащихся V-VI классов воспитывается уважение ко всем без исключения народам, внесшим своим трудом вклад в сокровищницу мировой культуры, мечтавшим о лучшем будущем для всего человечества, отстаивавшим свободу своей родины. Таким образом, закладывается известный фундамент для дальнейшей работы по патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся старших классов.

 

Вернуться на главную страницу