Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся
 

Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся

Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

1.Воспитание у школьников уважения к труду

 

2.Воспитание чувства человеческого достоинства, патриотизма и интернационализма в обучении истории

 

3.Эстетическое воспитание на искусстве древности и средневековья

 

Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

 

Воспитание чувства человеческого достоинства, патриотизма и интернационализма в обучении истории

 

Воспитание чувства человеческого достоинства при обучении истории производится на примерах борьбы рабов и бедноты древнего мира и крепостных крестьян средних веков против господствующих классов. Освещая на конкретном материале беспощадные формы эксплуатации в рабовладельческом и феодальном обществах, учитель воспитывает у детей ненависть к любой форме угнетения человека человеком и к эксплуататорам, возбуждает горячее сочувствие к классовой борьбе угнетенных, к мужеству и героизму вождей народных масс. Большую помощь учителю оказывает в этом опора на исторические документы, приводимые в учебниках, а также использование произведений художественной и научно-популярной литературы в сочетании с изобразительными наглядными пособиями.

Характеризуя бедственное положение египетских и римских рабов, учитель использует, помимо содержания известных учебных картин, отрывки из произведений художественной литературы («Уарда» Эберса, «Спартак» Джованьоли, «Умирающий гладиатор» М. Ю. Лермонтова и др.), включая их в свой рассказ для усиления эмоционального воздействия описываемых явлений и их конкретизации, находит материал для образной характеристики исторических личностей. Повествуя о Спартаке, учитель может познакомить своих учеников с портретной характеристикой вождя восставших рабов, созданной Джованьоли в его романе, и перескажет оттуда один-два ярких боевых эпизода, рисующих Спартака как бесстрашного и талантливого руководителя угнетенных в их непримиримой борьбе против угнетателей - рабовладельцев. Описывая бесправное положение феодально-зависимых крестьян в средние века, учитель может прочитать в классе яркий и выразительный отрывок из книги Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», из главы, иронически названной «Свободные люди!» (в советский период здесь было принято обращать внимание на то, что в данном примере даже у Хэнка Моргана - человека, родившегося и выросшего в эксплуататорском обществе, феодальные порядки вызывают отвращение).

Разоблачая разбойничью сущность колониального грабежа и эксплуатации негров-рабов колонизаторами, учитель может обратится к приведенным в художественно-исторической хрестоматии отрывкам из романа Ал. Алтаева и Арт. Феличе «Власть и золото» и поэмы Г. Гейне «Бимини». Они эмоционально воздействуют на детей, надолго врезаясь в их память. События нидерландской буржуазной революции, героическая борьба партизан-гезов против владычества испанских феодалов образно раскрываются путем включения в рассказ учителя эпизодов из «Легенды об Уленшпигеле» Шарля де Костера. Вместе с тем анализ содержания учебной картины «Осада Лейдена» в сочетании с чтением документального отрывка из письма героических защитников этого города позволяет школьникам правильно ответить на вопросы: какие качества проявили защитники Лейдена в обороне и освобождении города и как вы оцениваете эти качества? Объясните причины стойкого сопротивления лейденцев; против кого и за что они сражались? Все эти приемы работы помогут учащимся увидеть в отдельном эпизоде революции ее антифеодальный и национально-освободительный характер.

Патриотические чувства учащихся V- VI классов воспитываются на ярких примерах защиты отечества, свободы и независимости народными массами в их борьбе с иноземными захватчиками. Одновременно мы воспитываем у детей ненависть к предателям родины и к предательству интересов своего народа, в частности представителями господствующих классов. Показывая школьникам образцы патриотизма народных масс и их вождей в истории освободительных войн, :мы вводим понятие о справедливых и несправедливых войнах.

Для того чтобы школьники справились с этой задачей, учитель отбирает наиболее яркие факты и использует приемы их эмоционального раскрытия. В рассказе учителя обычно сочетается живое описание массового героизма греков в Марафонском и Саламинском сражениях с раскрытием более частных эпизодов, показывающих героические подвиги во имя спасения родины от захватчиков. Учителя подробно и эмоционально излагают героический эпизод защиты маленьким отрядом спартанцев во главе с царем Леонидом Фермопильского прохода.

Содержащиеся в курсах истории древности и средневековья яркие примеры гражданского мужества и патриотизма представителей народных масс - борцов за социальную справедливость, участников народных восстаний и справедливых войн, оказывая глубокое эмоциональное воздействие на детей, раскрывают в то же время важную марксистскую идею, что лишь трудящиеся массы были подлинными патриотами своей страны, непримиримыми к врагам своего народа. Эту мысль учитель раскрывает при характеристике завершающего этапа Столетней войны, когда для французов она превратилась в народную, освободительную войну. Патриотический подвиг Жанны д'Арк рассматривается нами как подвиг трудового народа Франции, пославшего сотни своих героических сыновей и дочерей на борьбу с захватчиками. Поддержка простых людей, их вера в правоту своего дела дали неграмотной крестьянской девушке силу стойко сражаться с врагами, уверенно и убежденно держаться перед судом инквизиции и безбоязненно взойти на костер во имя освобождения своей родины. На этом же примере следует показать, что представители господствующего класса Франции предавали интересы своей родины. Они предоставили англичанам возможность расправиться с нормандскими крестьянами - участниками партизанского движения, а затем и с Жанной д'Арк, популярной среди простых людей, видевших в ней своего вождя. Феодалы боялись повторения Жакерии и того, что Жанна превратится в нового Жака, ибо сегодня вооруженные крестьяне угрожали англичанам, а завтра они могли выступить против французской знати, которая, пользуясь войной, разоряла и грабила их селения. Очень важно довести до сознания детей мысль, что имя Жанны д'Арк стало для объединявшегося французского народа символом борьбы за общую, единую родину против власти английских захватчиков и собственных феодалов-изменников, таких, как герцог Бургундский. Героический образ девушки-патриотки воодушевлял французских рабочих, крестьян, интеллигентов во вторую мировую войну на борьбу с оккупантами. Многие партизанские отряды Сопротивления носили имя Жанны д'Арк, этим именем подписывались антифашистские листовки.

Патриотические чувства школьников воспитываются также на примерах героической борьбы против иноземных захватчиков: азербайджанского народа под предводительством Бабека; египетского правителя Саладина, возглавившего борьбу против завоевателей-крестоносцев; чешских гуситов под предводительством Яна Жижки; бесстрашных нидерландских партизан-гезов.

С патриотическим воспитанием тесно связано воспитание интернационализма, в частности понимания школьниками общности интересов всех трудящихся, которые борются за свободу и независимость родины, за социальную справедливость. Оба эти аспекта воспитания зачастую осуществляются на одном и том же историческом материале. Так, при изучении темы «Гуситские войны» учитель рассказывает о том, что идеи таборитов о всеобщем равенстве и братстве трудовых людей нашли отклик за пределами Чехии: немецкие крестьяне примыкали к восставшим; почти столетие спустя Томас Мюнцер считал себя учеником Гуса и вел переписку с чешскими последователями таборитов, стремясь установить с ними союз для совместной борьбы с угнетателями.

 

 

В курсе истории средних веков раскрываются интернациональный характер идей гуманизма и антиклерикализма. Можно показать, как он проявился в сходстве взглядов Мюнцера, Мора и Кампанеллы, видевших в частной собственности и социальном неравенстве источник бедствий народа и мечтавших об идеальном общественном устройстве.

 

 

Учитель в равной мере стремится вызвать у детей сочувствие к справедливой классовой борьбе эксплуатируемых и обездоленных людей, принадлежавших к разным народам древности и средневековья. Борцы за освобождение трудящихся - римский раб-фракиец Спартак, китайский крестьянин Хуан Чао, немецкий революционер Томас Мюнцер, замечательные патриоты - эллин Леонид, француженка Жанна д'Арк, чехи Ян Гус и Ян Жижка, легендарный фламандец Уленшпигель и гезы, творцы и мученики науки - итальянцы Джордано Бруно и Галилей, поляк Николай Коперник занимают прочное место в сердцах детей независимо от того, к какому народу они принадлежали. Характеры любимых героев вызывают у детей стремление быть на них похожими и тем самым оказывают влияние на формирование личности школьников.

 

На главную страницу *** Основные направления