Главная » Статьи » Статьи мои и доработанные

Сетевой мерчендайзинг

© Денис Паничкин

 

Ещё в 2015 году я написал целое исследование о том, какие приёмы в своей рекламе использует сетевой маркетинг. Но есть одно, о чём я тогда не задумывался и только сравнительно недавно осознал. Можно начать с того, что я неоднократно цитировал слова Ильи Смирнова из его передачи ещё 2009 года:

 

Поскольку у нас теперь рыночная экономика, начнем с «маркетинга» и «мерчендайзинга». Это, заметьте, не просто сотрясение воздуха. Факультеты такие открываются. От армии освобождают. Дипломы выписывают. Что ж, берем «Большой англо-русский словарь» В.К. Мюллера. И то, и другое переводится просто как «торговля». Зачем же понадобились новые слова? Чтобы получатели, точнее, покупатели дипломов могли называться по-иностранному. Красиво и непонятно - следовательно, престижно. Та же самая ситуация, что и в комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир».

… торговля стала «мерчендайзингом» не только потому, что новое слово красивое и непонятно, следовательно, приятнее так называться. Должны быть и экономические причины …

Торговля - занятие простое и приземленное. Много ли искусства в том, чтобы предложить нужный товар по разумной цене? А вы попробуйте продать человеку то, что ему не нужно. Это уже будет маркетинг. А если удалось втридорога реализовать что-нибудь такое эксклюзивно-винтажное, что не нужно вообще никому, - это, Петька, наука мерчендайзинг.

 

Да, реклама с обещаниями от ста тысяч в месяц (а иной раз и миллион в месяц) на зависть таким, как я, то и дело появляется, и не только в виде тех объявлений, которые попали в число трофеев, а больше в Интернете в социальных сетях. Причём активизировались те компании, о которых, как о NL, ещё в 2009 и 2010 годах появлялись отрицательные отзывы, написанные теми, кто был вовлечён и пострадал от этого. Кто же пишет сейчас? Правильно, такие, как некогда «Иван Полонский» про казино.

Но эти новые «полонские» - реально существующие люди (в частности, среди них достоверно - одна женщина из числа тех, с кем я знакомился в двухгодичный период активного поиска). Значит, здесь дело сложнее.

Уже невозможно установить, кто первым цинично заявил, что «бизнес должен не только удовлетворять потребности, но и создавать их». И невозможно назвать, сколько написано о том, что массовая реклама призвана содействовать ещё более массовой продаже ненужного, для чего и придуманы и «онаучены» сначала маркетинг, а затем и мерчендайзинг (с этим как с учебной дисциплиной я впервые столкнулся десять лет назад). Я подумал: если продаваемое через сетевой маркетинг было хотя бы тем «ненужным», для сбыта которого используется массовая реклама и иные приёмы маркетинга, то всё это продавалось бы в обычных магазинах – равно и в мелких местных лавках, и в дорогих бутиках, но – через торговые предприятия, а не через личные контакты. По крайней мере, так это было со спиннерами – новым видом глупых игрушек весны 2017 года, когда сбыт их был массовым.

Значит, сетевой маркетинг – это продажа ненужного даже среди ненужного! В этом отношении сетевой маркетинг становится сетевым мерчендайзингом. А приёмы используются следующие, аналогичные тем, которые называет А.В. Иваницкий (в 1960-е годы – известный советский спортсмен, неоднократный чемпион мира по вольной борьбе):

 

А вот у допинга, подозреваю, есть криминальная составляющая. Он, подобно наркоте, выгодный подпольный товар. Атлетам внушают мысль, что допинг оказывает магическое действие, и таким образом формируется подпольный рынок.

 

Точно так же и продаваемому через сетевой маркетинг приписывают «загадочные» свойства (например, экологические, антинаркотические, просто лечебные и пр.) Ещё в своих исследованиях 2015 года я относил сетевой маркетинг к полусветовой экономике, поскольку он не создаёт новой стоимости, а только перераспределяет, и при этом, в отличие от теневого рынка наркотиков или допинга, существует полностью легально и полностью безнаказанно.

Соответственно, получить сто тысяч и миллион в месяц в сетевом маркетинге могут только те, кто умеет всеми правдами, а в большинстве случаев – неправдами навязывать другим ненужное среди ненужного, то есть здесь самим предложением именно этого крайнего варианта того, что никому не нужно, отбор идёт по определённым моральным, собственно – аморальным качествам, ведь только их носители могут нажиться на продажах ненужного. Люди, которые умеют одновременно и не верить другим, и сами врать. Такие плохо воспроизводятся, но хорошо рекрутируются, и среди них организаторы сетевого маркетинга – те самые представители бизнеса, которые намерены «создавать потребности», причём самая ультраправая их группировка (в силу того, что навязываемый ими товар до такой степени не нужен, что не продаётся в магазинах) – кооптируют кучку привилегированных участников. Кооптируют – потому что в отличие от простого рекрутирования в качестве следующего этапа этого искусственного отбора нужны не только специальные характеристики аморальной устойчивости, но и личные симпатии.

А о массовом вовлечении в «сетевой мерчендайзинг» я уже написал в предыдущих исследованиях: при перераспределении, чтобы кто-то выиграл, нужно, чтобы кто-то проиграл. Да и не всё равно ли, кому, кроме, разумеется, себе подобных, сбывать ненужное среди ненужного?!

Категория: Статьи мои и доработанные | Добавил: РефМастер (03.07.2018)
Просмотров: 419 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0