Карл Булла и сыновья
Кликните на картинку, чтобы перейти в раздел сайта
Биография Карла Карловича Буллы (1852-1929) |
Этапы карьеры |
Карл Булла и сыновья |
* * *
В 1908 году Карл Булла открыл фотомастерскую по адресу Невский, 54, где начал работать вместе с сыновьями Виктором и Александром. К этому моменту он уже являлся общепризнанным мастером и обладателем многих почетных наград, а его репортажи не сходили со страниц столичных журналов. Оборудованное лучшей техникой, с роскошными павильонами, оно было довольно популярным у петербуржцев, желающих сделать семейный портрет в интерьере. Годовой доход фирмы «К.К. Булла» тогда исчислялся в 250 тысяч рублей.
Карл Карлович Булла не просто был непревзойденным мастером фоторепортажа, он стал родоначальником фотографической династии. Оба его сына - Александр и Виктор стали профессиональными фотографами, оставив потомкам удивительное по своим масштабам и уникальности документальное наследие. Снимками богатейшей коллекции нельзя не восхищаться и не удивляться. Поражают их количество и высокое мастерство фотографов, а также невероятная работоспособность, умение оперативно выполнить самые трудные съемки и, вместе с тем, незаурядная предприимчивость и предусмотрительность.
Александр Карлович Булла (1881-1929)
Получив образование в Германии, старший сын Буллы Александр стал помощником отца в павильонной съемке, выезжал с отцом на репортажи, печатал собственные работы.
В 1914-1915 годах А. Булла был направлен фотокорреспондентом на театр военных действий первой мировой войны (награжден орденом Святого Георгия).
Довольно сложно точно определить в творческом наследии всей династии фотографии, сделанные непосредственно Александром Буллой. И только благодаря отдельно изданным открыткам с указанием его авторства можно идентифицировать некоторые самостоятельные работы. Так, А. Булла был вместе с отцом в Ясной поляне, на авиационной неделе в Санкт-Петербурге, известна серия его фотографий Петербургского зоопарка, а также видов города, изданных в фотооткрытках издательством Коуффельда.
А. Булла снимал открытие памятников, а также много работал в портретном жанре.
Расцвет творческой деятельности А. Буллы пришелся уже на послереволюционный период – 1922-1927 гг.
Виктор Карлович Булла (1883-1935)
С раннего возраста Виктор Булла уже вполне профессионально занимался фотографией.
Первые самостоятельные работы Виктора Буллы были сделаны на полях сражений русско-японской войны, откуда он с другими фотокорреспондентами поставлял уникальный материал, повествующий о трагических военных событиях, резко повысив тиражи иллюстрированных журналов. Он снимал боевые эпизоды непосредственно на переднем крае, невзирая на опасность. За самоотверженность, проявленную при съемках боев на Доменском перевале, был награжден медалью «За храбрость».
Итог этого периода – около двух тысяч снимков постоянно находившегося в действующей армии сотрудника журнала «Летопись войны с Японией». После двухлетней стажировки в Париже и затем в Англии в 1908-1909 гг. В. Булла основал в Петербурге «Творчество Аполлон» для производства хроникальных и видовых фильмов, которые они снимали вместе с братом. Но остаться работником кинематографии помешали события 1917г., когда удобнее оказалась легкая портативная зеркалка.
В 1920-х годах Виктор Булла вместе с братом организовал фотографическое ателье «Братья Булла».
Виктор Булла запечатлел для истории события революции в октябре 1917 года, а в дальнейшем создал серию снимков Ленина. Однако, как и для многих других деятелей искусств, роман с советской властью закончился для семьи Булла трагично.
Он же был автором фотосерий о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. Позднее Виктор Карлович стал официальным фотографом Ленсовета, автором многочисленных портретов В.И. Ленина.
До трагических дней 1937-38 гг. В. Булла оставался заведующим национализированной в 1928г. фотографии на Невском, 54. В ночь с 22 на 23 июня 1938г. он был арестован.
Исследователь творчества династии Булла В. Никитин писал, что сын В. Буллы Юрий также увлекался фотографией, но по настоянию отца, освоил и профессию кинооператора (после 1935 года о судьбе Юрия ничего не известно). Он работал фотокорреспондентом ленинградской пионерской газеты «Ленинские искры». Предположительно, в 1941 году Юрий Булла погиб на ленинградском фронте. На нем династия Булла оборвалась.
Фотографическое наследие Буллы
После отъезда Карла Карловича из России, в Петрограде (и не только!) осталось колоссальное фотографическое наследие. Государственный Эрмитаж, Российская национальная библиотека, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и другие хранилища исторических и культурных сокровищ гордятся наличием в своих фондах драгоценных отпечатков работы знаменитой студии, а в Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов с запечатлениями всего, «в чем только встретится потребность», пользующихся неизменным спросом у многочисленных исследователей российской культуры конца 19 и начала 20 вв.
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга – одно из крупнейших хранилищ России, содержащее уникальные коллекции выдающихся фотографов 19-20 веков. Только одна самая большая коллекция в архиве насчитывает больше, чем 100,000 негативов и отпечатков, отражающих почти все важные события в истории России в течение последних десятилетий девятнадцатого столетия и первых тридцати лет двадцатого столетия. Эта коллекция была создана династией фотографов Булла. Пятьдесят тысяч изображений Булла были скопированы для сохранения в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов, и эта работа продолжается. База данных он-лайн была создана в 2000 году, чтобы включить и описание, и фактические изображения коллекции.
Наследство семейства Булла помогает архитекторам и реставраторам в создании новых зданий и восстановлении разрушенных, режиссеры используют фотографии для документальных и игровых фильмов; историки используют фотографии для монографий, мемуаров и путеводителей; специалисты музеев и искусствоведы ищут помощь в этих документах при создании новых выставок или в поиске утерянной информации.
Основной объем дореволюционного фонда в архиве кинофотодокументов на Мучном переулке составляют фотографии Буллы - 132683 негатива.
В рамках Московского Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2007» была проведена выставка, посвященная творчеству К.Буллы. На ней была представлена серия работ, посвященной спортсменам. Это снимки Карла Буллы, которые все это время оставались неизвестны публике. Карл Булла запечатлел атлетов и цирковых борцов. В числе них были и знаменитейшие борцы того времени Иван Поддубный и Георг Лурих. Это довольно неожиданные работы для него. Все герои запечатлены обнаженными; нагие и прекрасные мощные тела демонстрируются сами по себе. Это был радикальный ход для того времени. Петербург начала 20 века, несмотря на взлет новейших течений в искусстве, с точки зрения морали оставался весьма консервативным городом. Демонстрация обнаженного женского тела была обычным делом для живописи. Но обнажение мужчин не допускалось. Особенно в фотографии. Однако ничего скандального в снимках Буллы нет. Фотографа, в самом деле, интересовала лишь живописная поэзия: игра света и тени на рельефе тренированных мышц. Его атлеты кажутся античными изваяниями, к которым по странной юмористической прихоти приделаны головы славянских богатырей.
Кликните на картинку, чтобы перейти в раздел сайта
Биография Карла Карловича Буллы (1852-1929) |
Этапы карьеры |
Карл Булла и сыновья |