Этапы карьеры
Кликните на картинку, чтобы перейти в раздел сайта
Биография Карла Карловича Буллы (1852-1929) |
Этапы карьеры |
Карл Булла и сыновья |
* * *
Карл Карлович Булла был знаменитым петербургским фотографом. Его практически знал весь город. Трудовой путь мальчишки из состоятельной прусской семьи, приехавшего из Германии в Россию, начался с посыльного в фотофирме «Дюнант». Почти двадцать лет ушло на то, чтобы «мальчик на побегушках», а начинал Булла свою карьеру именно с этой должности, превратился в самого именитого фотографа Петербурга, владельца студии-павильона на Невском проспекте, ставшей прообразом будущих фотоагентств.
Фотоателье Буллы, открытое в 1872 году, не было единственным в столице: интерес к дагерротипии рос с каждым днем, и многие другие отечественные и иностранные фотографы открывали фотоателье. Карлу Булле предстояло доказать свое право на лидерство в условиях жесточайшей конкуренции. Но он обладал лучшими чертами национального характера: целеустремленностью, необычайным трудолюбием, терпением и настойчивостью в продвижении к намеченной цели, что вкупе с общительностью и незаурядными организаторскими способностями обеспечило коммерческий успех его предприятию. Булла внимательно следил за развитием фотографической промышленности, приобретал все лучшие технические новинки. Его роскошное ателье пользовалось заслуженной популярностью. «Сфотографироваться у Буллы» становилось весьма престижно. Карл Булла показал себя великолепным портретистом. Сделать свой портрет у мастера в это время стремятся представители всех сословий петербургского общества: мещане, студенты, сливки российской интеллигенции, высшее дворянство.
Карл Булла по праву считается основоположником русского фоторепортажа. Фоторепортерская страница его биографии открылась в 1886 году, когда от городского начальства было получено «добро» на производство «всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улице, квартирах и в местах ближайших окрестностях Петербурга».
С той поры и начинается активная деятельность Карла Буллы, вначале как выездного фотографа, а потом уже и как иллюстратора журналов.
В интересы хроникера входит все: уличные сцены, архитектура, транспортные средства и представители самых разных профессий – от пожарного до сестры милосердия. А вот постановочная съемка мастера интересует мало: первым из фотографов он просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто».
Среди фоторепортажей К. Буллы своей жанровостью выделяются городские сюжеты: уличная застройка и интерьеры торговых бирж, сценки в магазинах и кафе, склады и шумные базары. Интересны даже и такие незначительные на первый взгляд, но необычайно выразительные кадры: образцы товаров, витрины, вывески и рекламные щиты. Более трех тысяч снимков показывают только архитектуру Петербурга, его хозяйство и благоустройство.
Булла снимал горожан на катке, булочников, прохожих, силачей, влюбленных, пассажиров трамвая. И здесь проявил те же черты своего таланта. Повседневная жизнь на фотографиях Буллы тоже выглядела очаровательной и праздничной. И она вскоре отошла в область мифа.
В те годы практически ни одно из событий в Петербурге не обходилось без присутствия на нем невысокого бойкого человека в котелке, одетого в модные серые брюки и темную визитку с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею. Безукоризненно ориентировавшийся в любой ситуации, Карл Карлович мгновенно находил наиболее выгодную точку съемки и, на секунду-другую прильнув, к матовому стеклу, нажимал на спуск.
А спустя какое-то время жители Петербурга, Парижа, Лондона могли видеть в одном из популярных журналов фотографию, под которой стояла подпись: «Снимок сделан нашим специальным корреспондентом К. Булла». Но даже тогда, когда ее там не оказывалось, можно было с уверенностью утверждать, что почти каждый второй снимок из русской столицы был сделан именно им.
К концу XIX века усовершенствовалась полиграфическая техника, и стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий одновременно с текстом. Неимоверные тиражи иллюстрированных изданий привели к подлинному перевороту в фотографии и создали совершенно новые возможности для использования фотографических изображений в общественной практике. С 1897 года фотографии Буллы начали появляться в одном из самых популярных российских журналов «Нива», «собственным автором» которого он стал на долгие годы. Вот тут-то Карл Карлович и обретает подлинную известность. Тем более что спектр фотографических работ, которые выполняли мастера его фирмы, к этому времени был чрезвычайно широк.
Но плоды с «нивы» известности ему предстояло собрать позже, уже после юбилейного для Петербурга 1903 года. В 1904-м Карл Карлович Булла сфотографировал «первое лицо государства» - императора Николая II.
Карл Булла снимал почти всех петербургских знаменитостей начала ХХ века. Причем в его объектив попадали также и будущие звезды. Например, Владимир Набоков. На фотографии Карла Буллы этот мальчик сидит в кресле с раскрытой книгой на коленях. Тогда это была просто фотография для семейного альбома обычной, хотя и родовитой петербургской семьи. Потом – стала частью легенды, великой истории литературы. Она опубликована почти во всех книгах о писателе Набокове. И в обоих случаях – в семейном альбоме и в монографии о великом писателе – выглядела уместно. Карл Булла умел снимать такие портреты, в которых сочетались величие и обаяние. Он лучше всех умел снимать знаменитостей своего времени. А также то, что в будущем становилось легендой.
Именно Карл Булла стал пионером репортажного портрета, и именно по его фотографиям мы знаем облик Ф.Шаляпина, Л.Толстого, И.Репина, Николая II и всей царской семьи как живых людей, на лицах которых отражаются переживания и заботы дня насущного. Фотограф стал настолько популярен, что его знаменитые модели нередко хотели сфотографироваться вместе с ним. Например, такое желание выразил Лев Толстой – в результате, на портрете, выполненном сыном Карла Карловича Виктором, мы можем сегодня видеть вместе великого писателя и великого фотографа.
Благодаря объективу и ручной работе Булла «щелкал», например, Думу в полном составе таким образом, что на снимке видны черты лиц депутатов.
***
Кликните на картинку, чтобы перейти в раздел сайта
Биография Карла Карловича Буллы (1852-1929) |
Этапы карьеры |
Карл Булла и сыновья |
* * *
Современная фотография таких результатов не дает. Конечно, она упростила процесс, сделала фотографию доступной любому человеку, только теперь это не художественное произведение и хранится оно недолго. Изображения с «мыльниц» блекнут, меняют цвета. Те, что сделаны 100 лет назад, и сейчас в прекрасном состоянии, благодаря ручной работе.