Биография Карла Карловича Буллы (1852-1929)
 

Кликните на картинку, чтобы перейти в раздел сайта

 

Биография Карла Карловича Буллы (1852-1929)

Этапы карьеры

Карл Булла и сыновья

 


* * *

 

 

Карл Карлович Булла родился в Пруссии в провинции Леобшютц 26 февраля 1855 года в семье прибалтийских немцев. Его отец - Карл Освальд Булла, мать - Анна, урожденная Шефлер. В 10 лет (по другим данным - в 12 лет) приехал в Санкт-Петербург. Каким образом юный Карл попал в Россию, неизвестно. По одним данным он приехал вместе с родителями из Пруссии. По другим данным он сбежал из семьи и на пароходе прибыл в Петербург. Мы никогда не узнаем, что заставило подростка сесть на пароход, державший курс в столицу Российской империи, – юношеский максимализм и желание доказать свою самостоятельность или жажда приключений и славы. Известно лишь, что через год мальчика, уже довольно хорошо говорившего по-русски, определили посыльным в фирму по изготовлению и продаже фотографических принадлежностей «Дюнант», где он и начал постигать основы мастерства. Сначала ему приходилось бегать по различным поручениям, и лишь позже его назначили лаборантом в мастерской, изготавливавшей светочувствительные пластинки для фотографий. Будучи пытливым молодым человеком, он изучил по иностранной литературе способы полива и очувствления эмульсии для изготовления фотопластинок. И вскоре открыл небольшую лабораторию, быстро снискавшую ему широкую известность. Это было производство «моментальных пластинок», пригодных для самых разнообразных фотографических работ, как моментальных, так и с выдержкой. Они пользовались большим спросом. В одной из реклам можно было прочесть: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок». Сухие броможелатиновые пластинки продавались не только в столице. Через оптовую фирму «Лиман и Рикс» стали рассылаться в разные города России.

Однако настоящую известность принес Карлу Булле его фотографический талант. В 20 лет он уже имел собственное фотоателье на Садовой ул., д.61. Здесь он 10 лет занимался павильонной съемкой. С этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа. Общительность, дружелюбие и работоспособность юного Карла позволяют по-особому отличать фотопортреты Буллы - на них люди естественны, раскрепощены, точно «схвачены» их характер, образ. Его фотографии были естественными и непринужденными, а потому нравились клиентам. И, безусловно, молодого фотографа отличало необычайное трудолюбие.

В феврале 1876 года Карл Карлович подал прошение министру внутренних дел о разрешении принять присягу на подданство России и после этого вместе с женой «приписаться в С.-Петербургское мещанство». Так как Карл Булла, по сведениям, был «поведения и образа жизни хорошего», не был уличен в каких-либо противоправных действиях, служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. В июле 1876 года Карл Булла принял присягу на подданство России.

В 1886 году он подает прошение и 29 марта получает свидетельство №1507 – ему разрешено снимать на улицах Петербурга при условии, что «сие занятие не приведет к угрожающему скоплению публики и экипажей». Так на улицах города появился первый в России человек с фотоаппаратом.

Спустя много лет, уже будучи известным фоторепортером, Карл Карлович открыл новое фотоателье на Екатерининском канале в доме № 66, на Невском проспекте в доме № 110, позже - на Невском проспекте в доме № 48 (в здании «Пассажа»). В 1908 году Карл Карлович купил помещение по Невскому проспекту в доме № 54. На Невском проспекте, 110 Карл Булла владел маленьким съемочным павильоном, состоявшим из 2-х небольших комнат. Последнее фотоателье известного петербургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники, с купеческой роскошью. Оно было самым респектабельным и очень популярным среди петербуржцев и гостей столицы. Сфотографироваться у «знаменитого Буллы» хотели многие, фотоателье было переполнено заказами. Сюда спешили чиновники и гимназисты, военные и студенты, гусары и фрейлины, ученые и композиторы, художники и артисты. Да и как не зайти, если в рекламном объявлении сообщалось: «В павильоне производятся: портреты и группы с натуры. Увеличение портретов с визитных или кабинетных карт, в какой угодно форме. Переснятие копий с визитных или кабинетных карточек, картин, гравюр, рисунков. Съемка всяких технических предметов для клише, кои легко могут быть доставлены в павильон».

Карл Булла был официальным иллюстратором журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы», специальным представителем иллюстрированных изданий А. Шерла в Берлине. Он являлся официальным фотографом Императорской публичной библиотеки, Управления Санкт-Петербургского градоначальства и многих других обществ и учреждений. В российские журналы в начале XX века К.К. Булла помещал объявления и рекламировал себя «как старейшего фотографа-иллюстратора, занимающегося фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня», снимающего «все, в чем только встретится потребность»: всегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает все, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днем, так и во всякое вечернее время - при своем искусственном свете.

В 1896 году К.К. Булле присвоено звание фотографа Министерства императорского двора и выдан специальный знак фотографа города Петербурга. Одновременно было выдано специальное свидетельство, разрешавшее ему производить фотосъемки «на маневрах, смотрах, учениях войск, спусков и закладок судов гвардии Петербургского военного округа». В последующие 10 лет Булла сделал огромное количество снимков, освещающих военную жизнь России рубежа веков (съемки военных штабов, частей, соединений; портреты и групповые снимки солдат, офицеров и генералов; интерьеры армейских служебных и бытовых помещений). Он фиксировал процесс строительства броненосцев и линейных кораблей на Адмиралтейским заводе, присутствовал при спуске со стапелей крейсера «Аврора», а также сделал множество негативов, запечатлевших почти все корабли военно-морского флота России конца XIX – начала XX веков.

 

 

Известно, что Карл Карлович Булла занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 года он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста «безвозмездно производить фотографические снимки санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов». Булла обязывался доставлять снимки Красному Кресту для составления альбомов, что и выполнял на протяжении всех последующих лет.

 

 

Урок гимнастики в Сиротском институте (1910)

 

За свою многолетнюю деятельность в фотографии (более 40 лет) Булла был награжден многими наградами, а за серию снимков сиротских домов в 1910 году К.К. Булле было присвоено звание потомственного гражданина Санкт-Петербурга (причем это звание распространялось и на прямых наследников).

В 1910 году он стал поставщиком Двора короля Сербии, а спустя два года - поставщиком Двора великой княгини Марии Павловны.

 

Столовая для бедных. Гавань, 1911

 

Находясь на пике столь блестяще выстроенной карьеры, Карл Карлович Булла после 1916 года передал свое фотографическое дело сыновьям, а сам уехал из Петрограда на родину своей жены Кристины в Эстонию. Но и там он продолжил снимать этнографический материал, повседневную жизнь островитян, обучать фотографическому делу местных мальчишек. Здесь же на острове Эзель (современный Сааремаа), Карл Карлович Булла умер в 1929 году.

Сыновья К. Буллы - Александр и Виктор были достойными продолжателями репортерских традиций семьи. Им принадлежат снимки русско-японской и первой мировой войн, Февральской и Великой Октябрьской революций. Виктор Булла стал одним из наиболее талантливых авторов фотографической Ленинианы.

Судьба детей знаменитого фотографа сложилась не очень счастливо: в 1928 году Александр был арестован и отправлен в ссылку, позже (в 1938 году) был репрессирован и Виктор.

Более 50 лет фамилия Булла не упоминалась, а их фотографии печатались анонимно.

 

Кликните на картинку, чтобы перейти в раздел сайта

 

Биография Карла Карловича Буллы (1852-1929)

Этапы карьеры

Карл Булла и сыновья

 

 

Петербургский фотограф К.К. Булла. Опыт биографии