Главная » Статьи » Статьи про рекламу

Социально-экономические проблемы капиталистических стран в зеркале «Крокодила»

© Денис Стребков, доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ ВШЭ

 

В западном мире есть масса людей и организаций, пользующихся невежеством, доверчивостью и наивностью «простых» граждан, беззастенчиво обманывающих их и добивающихся с их помощью своих корыстных целей.

Первая из таких групп - это производители всех мастей, вынуждающие людей совершать ненужные им покупки с помощью навязчивой, аморальной и часто недостоверной рекламы, апеллирующей к самым низменным чувствам граждан. Перепечатки подобных рекламных объявлений мы периодически встречаем на страницах «Крокодила». Вот, например, реклама компании «Форд»: «Что должна знать каждая девушка? Человек, который ездит на машине «Форд сьюперторк», - это человек со средствами. Выходите за него замуж при первом удобном случае» (Любовь в двести лошадиных сил //Крокодил. 1964. № 5 (цитата из американского журнала «Лук»)). Здесь акцент сделан на статусных мотивах: человеку предлагается купить товар, который подчеркнет его высокое материальное и социальное положение. Аналогичным образом рекламируются и опасные, вредные для здоровья продукты: «Мистер любит сигареты, я люблю его за это», - радостно сообщает с рекламного плаката смуглая красотка. «Без сигарет - успеха нет!» - уверяет рекламный щит с изображением улыбающегося господина, стоящего рядом с роскошным автомобилем.

Рекламные плакаты, вывески, объявления, мерцающие неоновые указатели постоянно сопровождают человека на улицах крупного западного города. С горечью взирают на них миллионы безработных, бездомных и голодающих граждан, которые понимают, что вся эта сказочная роскошь так и останется навсегда для них несбыточной мечтой.

До чего еще могут додуматься предприимчивые американские бизнесмены? Естественно, жажда наживы толкает их к тому, чтобы как можно активнее расширять целевую аудиторию своей продукции как географически, так и демографически, и ничто не может им помешать. Те товары, которые ввиду их вредного воздействия на организм запрещены или ограничены к продаже в США (сигареты, некоторые лекарства), активно продвигаются в развивающихся странах, имеющих большой рынок сбыта.

Юный возраст потенциальных клиентов также не является для рекламодателей серьезной помехой. Дети и подростки рассматриваются в качестве реальных и потенциальных потребителей многочисленных товаров и услуг, многие корпорации делают на них свою ставку. Так, в журнале приводятся такие любопытные факты: в США выпущен набор косметики (лак для ногтей, губная помада, тени для век и т.п.), предназначенный для клиенток в возрасте от четырех лет; что девочки-подростки покупают там губной помады на 20 млн долл. в год (Крокодил. 1964. № 5.).

 

«А что же дальше?

Дальше так:

В четыре - лак.

А в пять - табак.

А в шесть - портвейн.

А в семь - коньяк.

А что же дальше?

Дальше так:

Поклонник – в восемь,

В девять – брак,

Измена – в десять («Он дурак!»),

Развод – в одиннадцать («Пустяк»).

А что же дальше?

Дальше так:

Сто жадных фирм, как сто собак,

Урвать пытаются барыш.

А где-то вновь растет малыш».

 

(Энтелис Н. Акселерация по-американски, или Восемь лет из жизни Кэт //Крокодил. 1984. № 5.).

 

 

SOS! - Спасите наши души!

 

Западные граждане в своей повседневной жизни постоянно сталкиваются с жуликами и мошенниками, придумывающими все более хитроумные способы и уловки, чтобы залезть к ним в карман. Так, европейские дельцы продают незадачливым американцам «античные» статуи никогда не существовавшего римского консула Ливинуса Пилави. Высочайшего мастерства достигают фальсификаторы, копирующие живописные полотна Пикассо, Матисса и Модильяни. Предприимчивые мошенники торгуют вещами эстрадных звезд и киноактеров, на самом деле никогда им не принадлежавшими. Высокий спрос на нацистскую символику способствует тому, что на рынки и аукционы ФРГ попадают тысячи фальшивых «реликвий» Второй мировой войны, в том числе вещи, якобы принадлежавшие самому фюреру и его ближайшему окружению.

С другой стороны, владельцы магазинов беззастенчиво «сдабривают» химикатами залежалые продукты, чтобы придать им товарный вид, а потом всучить доверчивым покупателям: «Практически все продукты в США - картофель, рыба, пиво, сухофрукты, ветчина - проходят косметическую обработку химикалиями. И от многих из них исходит угроза не только кошельку американца, но его здоровью и даже жизни» (Приятного аппетита! //Крокодил. 1984. № 15.). Ярлычки с датой изготовления товара и сроком годности аккуратно удаляются, и на их место приклеиваются новые, продлевающие залежалому продукту срок жизни.

Безобидные препараты продаются в аптеках под видом сильнодействующих и высокоэффективных лекарств, обеспечивающих излечение от всех возможных болезней.

Не обходит «Крокодил» стороной и изощренное финансовое мошенничество. В фельетоне В. Николаева описывается крах фирмы Р. Триппета, которая по идее должна была заниматься развитием нефтяных и газовых месторождений, а на деле представляла собой один большой финансовый пузырь. Лишь малая часть привлеченных средств шла по прямому назначению - на бурение в поисках нефти, а основной капитал использовался для выплаты процентов пайщикам и демонстрации им высочайшей доходности вложений. Эти сверхприбыли побуждали людей вкладывать все больше и больше средств в фирму Триппета, а распространяемые в обществе слухи активно привлекали к нему новых любителей поживиться. В результате жертвами мошенничества стали многие известные люди - политики, актеры, писатели, бизнесмены, каждый из которых потерял вследствие банкротства компании несколько сотен тысяч долларов (Николаев В. Зверь на ловца // Крокодил. 1974. № 30.). Не правда ли, вся эта история очень сильно напоминает сценарий, по которому развивались уже у нас в России в 1994 г. взлет и падение компании «МММ»?

Желание разбогатеть становится для среднего американца навязчивой идеей. Оно вовлекает его в безнадежные авантюры и сделки, заражает гэмблингом - склонностью к азартным играм: «Пари на стадионах, карты и рулетка, «слот машинз» (игральные автоматы) - целая индустрия «золотых миражей» создана в Соединенных Штатах для «безболезненного отъема денег» у простаков, желающих разбогатеть» (Один день «потерянного поколения» // Крокодил. 1964. № 25.). Оборот этой индустрии в несколько раз превосходит расходы на здравоохранение, образование и соцобеспечение:

 

«По рулетке кружит верткий шарик,

Цифру поудачливее шарит.

И глаза - за ним, за ним по кругу –

Шарики, горящие, как уголь»

 

(Владимов М. Зеленые столы // Владимов М. Поцелуй в диафрагму («Библиотека Крокодила». 1977. № 6). С. 31 (Очерк о Монте-Карло).

 

Священнослужители оказываются замешанными во множество «темных» историй. Английский футбольный клуб пригласил на службу священника, чтобы он отвращал игроков от соблазнов большого города.

В зарубежных командировках журналисты «Крокодила» наблюдают, как в соборе Святого Петра в Риме священники отпускают грехи всем желающим:

 

«Удобно: подошел нечистый,

Ушёл - прозрачнее стекла!

И вновь греши, души, насилуй

И наноси на карты крап

- Святая церковь отпустила

Тебе грехи, заблудший раб!..»

 

«Древнее вроде нет обмана,

Скорей печально, чем смешно...

И мне представить даже странно,

Что это явь, а не кино!»

 

Владимов М. В соборе Святого Петра // Владимов М. На живца! («Библиотека Крокодила». 1986. № 4). С. 30.

 

 

Детствоубийцы. Рис. А.Крылова

 

Показы моды и рок-концерты проходят в не предназначенных для этого местах, например, в церквях и соборах. Наряду с мошенниками от религии на Западе процветают дельцы, представляющие и прямо противоположную им сторону в вечной борьбе между добром и злом. Речь идет о всевозможных ведьмах, колдунах, целителях, гадалках, астрологах и тому подобных апологетах черной и белой магии. В 1951 г. британский парламент отменил старинный закон о наказании за колдовство. (Маленький коммерческий шабаш // Крокодил. 1969. № 21). С тех пор (а это произошло задолго до выхода первой книги Дж. Роулинг про Гарри Поттера) в Британии начинает неуклонно расти число лиц, желающих приворожить любимого человека, попробовать волшебное зелье, приобрести заветный талисман или испытать на себе силу магических заклинаний. Для этих наивных людей стала выпускаться специальная «колдовская литература». Многочисленные ведьмы и колдуны регулярно собираются на свои шабаши, где обмениваются «профессиональным» опытом. Все это, конечно, не могло пройти мимо пера советских сатириков:

 

«В эпоху синхрофазотрона,

Многоступенчатых ракет,

Нейтрона, лазера, нейлона

Колдует Мэри или Кэт.

Цветут оккультные науки!

Слетелись духи на обед -

От вековой сбежали скуки

На кухню Мэри или Кэт».

(Энтелис Н. Из какого века? // Энтелис Н. Глаза не колет («Библиотека Крокодила». 1974. № 19). С. 38.)

 

 

«Паразитирующие» группы на страницах журнала «Крокодил» в 1959-1989 гг.

 

В заключение рассмотрим динамику упоминаний основных «паразитирующих элементов» на страницах «Крокодила». Наиболее широко они были представлены в 1959, 1964 и 1984 гг. Именно в эти годы чаще выходят публикации, посвященные рекламодателям и демонстрирующие примеры навязчивой и некорректной рекламы западных компаний. Религиозные проповедники, священники, монахи и простые прихожане активнее всего «пропекались» во времена хрущевской оттепели, когда им посвящались отдельные рубрики и целые полосы журнала, а с середины 1960-х годов интерес к этой теме явно пошел на спад. Статьи, посвященные оккультным наукам, освещающие деятельность современных волшебников, магов, гадателей, колдунов и астрологов, выходили в умеренном количестве ежегодно, и здесь не видно какой-либо ярко выраженной закономерности. А вот тема жульничества и мошенничества, процветающего в западном мире, год от года набирала обороты на страницах «Крокодила», и к 1984 г. достигла своего максимума.

 

***

 

Денис Паничкин комментирует:

 

Вспомнил я всё это случайно, задумываясь о современной «массовой культуре». В своей монографии я приводил памятные по «Крокодилам» 1980-х годов примеры - как раз о выпущенном в США лаке для ногтей, который предлагался четырёхлетним девочкам, или о том, как «фирмы британские дружат с детьми, прибылей ради ложатся костьми» (то есть о конфетах в виде костей и черепов). Как выяснилось, эти тексты частично сохранились, и я их отыскал. Но всё это было более или менее «обычное» потребительство, поскольку между ним и тем, что появилось сейчас, никакого сравнения просто нет. Не так давно я нашёл статью об актрисе Майли Сайрус. Это вполне «современный» случай развращения изначально нормального ребёнка (она снималась на телевидении с 12 лет) средствами шоу-бизнеса. Ведь в 1984 году о гомосексуализме я (и думаю, большинство моего поколения) слыхом не слыхивал, об этом я узнал только через пять лет, и то – в связи с предупреждением об опасности СПИДа, то есть – в отрицательном и, следовательно, единственно правильном смысле. То есть продвигаемое в нынешней «массовой культуре» - слишком даже для капитализма.

Категория: Статьи про рекламу | Добавил: РефМастер (26.02.2016)
Просмотров: 917 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0