Главная » Статьи » Статьи про рекламу

Образ русского человека в американских фильмах

© Е. Е. Карповская, В.И. Замышляев

 

Для начала необходимо сказать об актуальности проблемы. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы – как относительно самих себя, поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.

Актуальность проблемы обусловлена достаточно стереотипной репрезентацией русских в современных американских фильмах. Данная тема обсуждается в Интернете, но даже там мало материалов, т. е. идет недооценка влияния культуры на сознание людей. А влияние кинематографа очень велико, и не только на жителей Америки, но и на русских, живущих за рубежом. В Америке показывают фильмы только собственного производства, поэтому русские не могут знать, что происходит в современной России на бывшей Родине. Более того, сами жители Америки не могут отойти от негативных стереотипных представлениях о России.

Это напрямую связано с международными отношениями. Восприятие России через стереотипы отрицательно сказывается на имидже государства на мировой арене.

Цель работы – исследовать репрезентацию образа русских в американском кино.

В процессе работы предстоит решить следующие задачи:

изучить общественное мнение путем исследования интернет-среды;

найти конкретные примеры и проанализировать;

понять причины такого взгляда;

выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на имидж России;

рассмотреть основные стереотипы о русских.

Ниже приведены высказывания участников интернет-форумов о фильмах, в которых имеются русские персонажи.

«Мне тут недавно из России по телефону задали такой странный вопрос. И я сразу не нашелся, что ответить. И это вовсе не потому, что у меня не так много хорошо знакомых американцев.

Дело в том, что в Америке показывают только и исключительно американские фильмы. И по телику, и в кино. Это было для меня очень удивительно, особенно на первых порах пребывания в США.

Продолжаю насчет Америки. Говорят, что все же есть какие-то кинотеатры, где крутят зарубежные ролики. Но лично я таких ни разу не видел.

Ну, может и есть, да наверняка есть. Только их количество мизерное.

По телевизору в новостях про Россию тоже говорят исключительно редко.

Я вспоминаю – только на день рождения Путина вроде что-то показывали. Не знаю, с чем это связано. Впрочем, и другие страны не очень-то представлены в новостях. Разве что где-то очередное извержение вулкана или большая катастрофа. А так, в основном про Америку гонят новости. Страна, в общем-то, немаленькая, конечно же. Есть что рассказать. Еще замечу, что в Голливуд на 99 % принимают американских же артистов. За очень редким исключением. Русских там всего ничего за всю историю. Савелий Крамаров, Владимир Машков, Олег Видов… Больше я и не знаю никого. Скорее всего, еще кто-то был, но таких все равно мало. Так что думаю, что американцы в полнейшем неведении касаемо русского кинопроката. Причем не только рядовые граждане, но, судя по всему, и голливудские деятели. Иначе откуда бы столько ляпов в фильмах с кадрами про Россию» [1].

«Вырабатывается образ нации годами, все знают, что русские передают по наследству из поколения в поколение балалайку, бренчат на ней и пьют самогонку наливая напиток, как виски, на два пальца. (Это в кино.) Дома бревенчатые куполообразные, с привязанным медведем, умеющим, кстати, тоже пить „рашэн“ водку. Лица у русских кавказские, волосатые, обычно волосы растрѐпаны, и причем, всех зовут Юрий. На космическую полуразвалившуюся станцию мы посылаем астронавтов в шапке-ушанке, сапогах кирзовых и с самоваром. Ну а как на космической станции без самовара? Спроси американца, кто такие русские, и он скажет грязные, большие пьяные мафиози с водкой и стаканом в руке, перекинутой через плечо балалайкой. Покажи образ интеллигентного инженера или космонавта в кино – никто и не узнает русского человека» [2].

«Не надо судить их, давайте посмотрим на нашего бывшего президента страны, которого мы избрали в 1999 году. Пьяный, косноязычный, туповатый (судя по видеозаписям), податливый алкаш, до сих пор не забуду, как над ним ржал Билл Клинтон в своей красивой улыбке. Горбачев – мягкий, податливый, трезвый, но так любивший всѐ американское и самих американцев, что просто отдал страну за кусок пиццы и глоток Колы. А народ как? Ну не грех ли не посмеяться над такими убогими и тупыми? Всѐ совершенно справедливо и на своих местах, заслужили. Теперь о попытке изобразить американцев негативно в отечественных фильмах. Что приходит на память, так это «Брат-2». Там, действительно, Америка выглядит нелицемерно в этой картине. Но ведь этот фильм зашикали, мерзость, ложь, национализм, фашизм и т. д. И после этого больше никто не пытался этого повторить, за исключением пары фильмов, но они не в счѐт, так как не популярны» [2].

«Американский кинематограф очень любит в своих фильмах изображать русских, и почему этот образ всегда какой-то глупый. Постоянно мы у них бандиты, мафиози, с ужасным акцентом и все такое прочее. Вспомнить хотя бы следующие фильмы: „Будь круче“ – вы видали, какие мы в этом фильме, вообще даже на русских не похоже, а скорее на грузинов и с ужасным акцентом. Или фильм „Армагеддон“ – помните да, того самого русского на станции в космосе, ну просто дурачок в шапке-ушанке. А фильм „Три икса“ – там русские, как и в большинство фильмов, между собой разговаривают на английском... Или фильм „Миротворец“ с участием Джорджа Клуни и Николь Кидман, там наш русский актер Александр Балуев в образе террориста... Почему американцы нас такими показывают?» [3].

«Но ближе к теме… Вот, к примеру, на замечание, что в американском фильме искусственно создан образ советского человека. Вот это – „…все командиры злодеи и идиоты, стреляют в солдат и живут в шоколаде… Женщины выглядят как женщины легкого поведения и т. д.“. То есть в этом, искусственно созданном образе советского человека, воплощено все уродливое, низменное и ужасное. Сделано это как подбором актеров – их внешностью, игрой (манерами, жестами, голосом, интонациями), так и искусственно созданными ситуациями по сцене фильма, сюжетной линией, костюмами, декорациями. Если подробно – то можно видеть, что внешность подобранных актеров, играющих значимые фигуры, ну, к примеру, красных командиров, лидеров, героев – действительно уродлива. И, как правильно заметили, эти актеры не играют „американских героев“, для этих ролей есть свои „красавцы“, а эти уроды из фильма в фильм играют представителей одного и того же образа – советского. Мы их уже узнаем „в лицо“. Вы бросили реплику: а что, очень близко к жизни...

Неужели вы жили в то время, знаете конкретные примеры? Скорее – наслышаны об этом по байкам! При этом, замечу отчасти и то, что с Вашей репликой просто так и не поспорить – ведь советские люди ничем не отличаются от других людей на Земле – среди них тоже есть уродливые, им так же, как и остальным людям на Земле, не чужды низменные качества. Однако речь и тема ветки форума не об этом. Речь идет о том, что мы это видим постоянно, даже привыкли к этому, не задумывается об этом или задумывается однобоко – что понятие об этой проблеме такое же однобокое» [2].

«Рассмотрим поглубже проблему… на примере представления американским Голливудом советских людей… Фильмов – хоть отбавляй! Я повторюсь, что в советских фильмах коммунистическая пропаганда так масштабно, грязно и отвратительно не представляла никого. Даже в годы войны самое обидное – это фашист в дурковатом образе или злодей, ну вот пример который уже был тут приведен… При этом в советской пропаганде образы придурков или злодеев ограничивались отдельными героями и никак не распространялись на ВСЕ ОБЩЕСТВО и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Нет советских фильмов, представляющих американцев уродами, погрязшими в проституции-голубизне и наркоте… В голливудских фильмах отвратительная сущность распространена на все общество и всех людей. Голливуд же показывает, что среди этого общества есть только ЕДИНИЦЫ „с человеческим лицом“. На все общество, на всех людей были повешены ярлыки. Тут идет речь о американской пропаганде, заказе – представлять так советских, но никоим образом о каком-то демократическом или правдивом изображении другого сообщества, культуры, нации или просто банальном режиссерском приеме одного-двух представителей от киноискусства… Если б официальная американская политика была другая, то все эти „свободные художественные образы“ не имели бы места быть, как на корню их „демократическая“ цензура прикрывает обсуждение реальностей той же бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, при которой погибли мирные люди, но по сей день те, кто бомбил для Америки, герои и никакого покаяния за эти бомбардировки Америка приносить не собирается. Или попробуйте замарать героев, идолов и „патриотизм“ Америки – любому государству мира тут же дадут понять „что к чему“. Представьте советский фильм про то как голубые-наркоманы американцы после барбекью и заехав по пути в «МакДональдс», бросая по дороге бутылки из-под пепси и рассматривая фильмы порнографического характера, полетели с ядерной бомбой бомбить Японию, бомбанули в самый центр, где больше школ-детсадов, и размахивая звездно-полосатым и целуя взасос друг друга, вернулись обратно, и Америка устроила День Независимости под песню „Хеппи бездей ту ю!“... Смешно, не правда ли? Так Голливуд подобное снимает про советских людей! Так что речи о какой-либо толерантности, уважении даже близко не идет. Я вообще не могу назвать данную политику в отношении другого государства дружелюбной… Это совершенно недружелюбно и отвратительно. Более того – эти все художественные образы, пропагандистские приемы в изображении другой общности людей, стары и знакомы всем по геббельсовской пропаганде. Нацистская пропаганда также изображала и представляла евреев. Специально собиралось все отвратительное, искусственно создавались совокупные образы, воплощающие в себе все черты этой национальности… Все мы знаем, как создавался этот образ, как это все снимали и представляли на обозрение. Все мы знаем, как реагировало общество, что происходило и чем это все закончилось. И кстати, обратите внимание, в этом фильме о Сталинграде американцы показывают многое из нацистской пропаганды – конкретно в сюжете, когда Хрущев проходит перед строем командного состава Красной Армии… то голливудская пропаганда специально подобрала явно еврейские лица и камера четко зафиксировала это и показала крупным планом...

Обидно то, что советского общества уже нет, но Голливуд продолжает свою омерзительную пропаганду. При этом уже вырисовываются не сообщность, а уже конкретная национальность – русские… Эта грань советский/русский и тогда была размытой, но сейчас уже ее нет… Видя очередной американский фильм про русских, изображенных гнилыми геббельсовско-голливудскими приемами, уже становится действительно возмутительно.

Но вот эти все акценты на национальные стереотипы – реально отвратны… Да, бывают в кино представят один-два персонажа с „особыми национальными“ чертами – это вызывает улыбку, и действительно, юмор про национальный колорит к месту… но когда перебор, который отдает национализмом – это уж слишком» [2].

Но более того, при создании фильмов американцы не только не пытаются узнать больше о русских, но даже не делают попыток в сторону грамматически правильного написания русских слов. А это прежде всего можно воспринимать как неуважение.

«Голливуд умеет считать деньги. И если чего-то можно не делать без особого ущерба для исходного продукта – этого персонажа, то даже пренебрегут услугами выходца из России, который помог бы написать элементарные вещи правильно… Отчасти это объясняется тем, что в фильме, предназначенном для проката в англоязычных странах, все эти ляпы, действительно, „и так сойдут“, а свою главную задачу – создать русский антураж, пусть и исковерканный – выполнят. Но когда подобные киноляпы появляются в современных картинах, которые предназначены для проката, в том числе и в нашей стране – тут уж объяснить ошибки не представляется возможным» [4].

Иногда возникает странное ощущение, что иной голливудский режиссер и хотел бы обойтись без плохих русских, но не может. Просто нет сил. Помните, в «Терминаторе-2» Шварценеггер поясняет ребенку, как начнется третья мировая? По Америке ударят русские ракеты в ответ на удар с американской территории. «А почему русские, – удивляется дитя, – ведь мы теперь друзья?» «А только у них есть ядерное оружие, способное поразить Америку», – поясняет терминатор. Хоть и друзья, а все равно смерть придет от них, и никуда не денешься, если не поймешь, конечно, что no fate» [5].

Голливудское кино о русских уже не раз вызывало у нас улыбку и смех. Наверное, именно в этой тематике по количеству ляпов голливудское кино состязалось само с собой и фильмами других западных стран в убогости и примитивизме. Набор штампов и шаблонов, переносимых из фильма в фильм, удивляет своим постоянством и одинаково низким уровнем… Разгар холодной войны. Карибский кризис. НАТО, Варшавский договор. Вьетнамская война. СССР до перестройки, во время ее и после… Каким было тогда американское кино о Советском Союзе? О русских? Русские в ушанках, водка, икра, погоны от плеч до пояса. Все это мы видели, все это нам знакомо. Примитивные стереотипы гуляли из фильма в фильм. Через образы именно таких фильмов средние американцы и европейцы должны были воспринимать «советских людей» [6].

И все же забавляет в основном не само кино, а эрудиция тех, кто его снимал и снимает. Вопиющая недостоверность, топорность в изображении вражеской системы, знакомая нам по произведениям Рижской киностудии об «их» жизни, то и дело вызывает улыбку или раздражение [6].

Данная работа позволяет сделать следующие выводы:

стереотипы являются неправильными обобщениями – слишком широкими, преувеличенными или упрощенными;

стереотипы являются убеждениями, общими для определенной группы людей в обществе, обычно связанными с представлениями о социально-психологических или антропологических характеристиках других общественных групп;

стереотипы, будучи системой убеждений и установок, принятых заранее, не формируются через социальный опыт;

стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению.

Стереотипы могут быть классифицированы. Исследователи подразделяют стереотипы, руководствуясь принципами, относящимися к данному понятию:

по принадлежности к той или иной нации выделяются автостереотипы, отражающие то, что люди думают сами о себе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу;

по степени бессознательности стереотипов выделяют этнические стереотипы, культурные стереотипы, лакуны;

в психолингвистическом аспекте восприятия окружающей действительности выделяются стереотипы-образы и стереотипы-ситуации;

по устойчивости стереотипов и их обусловленности исторической, международной, внутриполитической ситуацией и другими факторами выделяют поверхностные и глубинные стереотипы; среди глубинных стереотипов выделяют также внешние стереотипы.

Стереотипы о русских, которые и являются темой данной работы, включают в себя следующее: русское пьянство, русская лень, неулыбчивость, жестокость, глупость. Основные стереотипы, сформированные художественными фильмами, вовсе не отражают реальной ситуации, и не только показывают безграмотность создателей фильма, их равнодушие по отношению к другой нации, ее культурным особенностям и языку, их неуважительное отношение к ней, но и отрицательно отражаются на имидже государства на мировой арене, формируя мнение о русских как о врагах, что опять же негативно влияет на международные отношения.

 

Библиографические ссылки

 

  1. У доктора Влада [Электронный ресурс]. URL: http://www.doctorvlad. com (дата обращения: 13.04.2012).
  2. Германия по-русски [Электронный ресурс]. URL: http://foren. germany.ru (дата обращения: 13.04.2012).
  3. Киномания [Электронный ресурс]. URL: http://forum.kinomania.ru (дата обращения: 13.04.2012).
  4. Кино мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.kino-mira.ru (дата обращения: 13.04.2012).
  5. Номад [Электронный ресурс]. URL: http://www.nomad.su (дата обращения: 13.04.2012).
  6. Блоггер [Электронный ресурс]. URL: http://www.softmixer.com (дата обращения: 13.04.2012).
Категория: Статьи про рекламу | Добавил: РефМастер (05.03.2018)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0