Главная » Статьи » Статьи про рекламу

Коммерческие культы
© Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии РПЦ
 
Бизнес, где правда не в чести
 
В последнее время в обществе, наконец-то, происходит долгожданное отрезвление относительно истинной сути «новой духовности», распространяемой сектами и оккультными группами. Однако в противлении сектанщине и оккультизму мы очень мало обращаем внимание на такое новое в нашем обществе явление, как сетевой (многоуровневый) маркетинг. Анализ деятельности компаний, работающих в России по этому принципу, показывает, что у людей, вовлеченных в данный бизнес происходит зачастую необратимая дегенерация нравственности и духовности. Учитывая количество этих компаний, количество их дистрибьюторов и их вербовочную активность можно уверенно говорить о духовной опасности для общества, сравнимой, если даже не превышающей такую от деятельности сект и оккультистов. В своем докладе я постараюсь доказать, что это не преувеличение и не очередная православная «страшилка».
Так на территории Республики Башкортостан действует более двадцати компаний, распространяющих свою продукцию по системе сетевого маркетинга, которые можно разделить на несколько групп.
  1. Компании, продающие косметическую продукцию: Орифлейм (Oriflame), Эйван (Avon), Лек (Lek), Фаберлик (Faberlic), Флер де Санте (Fleur de Sante), Декаролайн ( deKAROline ), Мэри Кей (Mary Kay) и т.д.
  2. Компании, продающие биологически активные добавки (БАДы) и в некоторых случаях лечебные приспособления и косметическую продукцию: Гербалайф (Herbalife), использующая также дополнительные торговые марки « Wellness » и « D ermojetics», Тенториум, NSP, Вижион (Vision), Дабао (Dabao), Тяньши ( Tyanshi ), Родник Здоровья (РОЗ), Коралловый клуб (Коралл), ЭПАМ-технологии, «Счастье жизни», и новое детище «гения» нашего «великого комбинатора» - «Служба Владимира Довганя».
  3. Компании, продающие преимущественно бытовую продукцию Ам-вей (Am-way), Цептер (Zepter), а также множество безликих фирмочек, чьи дистрибьюторы разносят по домам и офисам «совершенно бесплатные» низкокачественные китайские «подарки» от банка «Менатеп», «городской администрации», «открывающегося торгового центра», правда, только нужно «за доставку немного заплатить»...
  4. Компании, продающие якобы лечебные аппараты и приспособления: Цзянь-Цяо (JQ-PROJECT) - чудо-аппарат «Шубоши» и «Айрес» - чудо матрицы по технологии Игоря Серова.
  5. Компании, продающие соевое питание - «Дисо».
  6. Пирамидальная internet-игра Владимира Довганя «Hop-Go!».
  7. Interet-коммерция «MyLexxus» (предыдущая афера называлась «1 to 1») « Joint 2 day », когда продают курсы, обучающие, как делать деньги в Интернете.
  8. Компания American Internetional Group, Военно-страховая компания, Национальная страховая компания сейчас в России через сеть распространяют свое пенсионное и иное страхование. Кстати, швейцарская страховая фирма SI Save-Invest в конце 90-х собрав обманула не мало россиян.
  9. Ну и, наконец, откровенные криминальные лохотроны - типичные финансовые пирамиды в виде элитных клубов, финансовых фондов.
А есть еще компании Ньювейс (Neways), Нетворк 21 (Network21), Квикстар ( Quixtar ), Глорион (Glorion), Ипсум (Ipsum), Скайбиз (Skybiz), Зибиком (Zibycom), Артлайф, Арго, Золотой Меркурий, Доктор Нона, Алиса, Апельсин, Арго, Берегиня, Вита Сервис, Бивитекс, Витамакс, Здоровое Отечество, Лисан, SSS , Дельта-капитал, Лутекс, Компания Кора, Новатор-маркетинг, Международная компания сетевого маркетинга, Натур-Нико, О-лайф, Парадигма, Преображение, РБ Трейдинг, Русская линия, Трокадеро, Этна, Сибирское здоровье, Энрич ( Enrich ), Фореве ливин продактс (Forever Living Products), Inesse M. Paris, Sunrider, Vitaline, действующие на территории России.
Согласно нашим исследованиям в таком миллионном городе как Уфа ежегодно, указанные компании вербуют около 1500 новых людей, становящихся активными дистрибьюторами, которые не только продают продукцию, но и занимаются вербовкой новых дистрибьюторов «под себя», желая иметь комиссионный доход уже от их продаж. Также в ряды новоиспеченных продавцов «эксклюзивных и элитных» товаров вливается ежегодно до 500 - 1000 человек, которые занимаются нерегулярными продажами, т.е. по возможности, при случае, продавая что-либо родственникам и коллегам (в основном это относиться к косметическим компаниям).
По статистике Совета по делам религии при Кабинете Министров Республики Башкортостан в официально зарегистрированных сектах Башкирии «спасается» около 7 - 8 тыс. человек, при этом можно сказать, что это даже завышенная информация; плюс 2 - 3 тыс. человек в незарегистрированных сектах и оккультных группах, плюс 4 - 5 тыс. детей сектантов, которые находятся под их влиянием, то получается только около 15 тыс. человек в 4-х миллионной Башкирии так или иначе вовлечены в секты и оккультные группы. При этом динамика роста многих сект существенно снизилась, во всяком случае, все они вместе взятые никак не навербовывают 2000 - 3000 человек ежегодно. Так что «миссионерские успехи» сетевых компаний у нас куда более впечатляющие.
 
Неправда пред государством
 
Надеясь, что здесь присутствуют «государевы люди» начну именно с этого. Чтобы мне не говорили, сетевой маркетинг создавался и существует как идеальный механизм сокрытия доходов. Именно возможность сокрытия налогов с лихвой компенсирует относительно малый торговый оборот, в отличие от такового в обычной торговле через магазины. Поскольку дистрибьюторы не являются официальными сотрудниками компаний, чьи товары они продают, и поскольку торговля товарами в основном происходит среди родственников, друзей и коллег, в обстановке «tet-a-tet», а не в специализированных стационарных торговых помещениях, то у государства нет ни какой возможности контролировать объемы этих продаж и взыскивать с дистрибьюторов соответствующие налоги. По некоторым данным в Россию завозится ежегодно до сотни тонн (тонн!) только одних БАДов, а о количестве косметики можно только догадываться. И в лучшем случае государство от всего этого получает грошовые таможенные пошлины и не более того. Я не знаю ни одного дистрибьютора (хотя, возможно, они и есть), который с началом своей деятельности зарегистрировался бы в качестве частного предпринимателя или упоминал свои дополнительные доходы в ежегодной налоговой декларации.
Безусловно, проблема в сокрытия доходов существует в обычном бизнесе, однако государство все же имеет возможность контроля и разрешает предпринимательство только при условии возможности такого контроля. MLM -компании, вербуя дистрибьюторов, которые, как я уже сказал, не являются официальными их сотрудниками, составляют фиктивные договора (более для вида) без печатей и подписей официальных лиц и не то, чтобы обязывают своих «внештатных распространителей» вставать на налоговый учет и делиться с государством доходами, они старательно умалчивают об этой гражданской необходимости, и более того, совершенно не приветствуют это, так как верхушка сети рискует «засветиться», поскольку ее доходы просто колоссальны и не сравнимы с 2000 - 6000 рублями, которые ежемесячно зарабатывают некоторые рядовые сетевики.
Естественно, дистрибьюторы находятся в не поля социального и пенсионного страхования, им никто не выплачивает больничные пособия или пособия по уходу за ребенком - фактически они ни чем не лучше защищены, чем украинские нелегалы-гастробайтеры в Москве.
Я не хочу набиваться в нештатные сотрудники налоговой инспекции, однако «...кесарю кесарево» (Мф.22:21), сказано не для пафоса, именно христиане не без поучений св. ап. Павла поддерживали римскую государственность: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Не так давно в «Своде нравственных принципов и правил хозяйствовании», принятом на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора, недвусмысленно сказано: «Предприниматель должен помнить, что неуплата налогов, положенных по закону, - это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Передача в виде налогов части своего дохода на нужды общества должна превратиться из тягостной обязанности, исполняемой подневольно, а иногда и вовсе не исполняемой, в почетное дело, достойное благодарности общества. Сокрытие доходов, незаконный увод капиталов за рубеж равнозначны обкрадыванию своих соотечественников».
Деятельность элитных клубов или так называемых финансовых фондов, построенных по принципу пирамиды, являющейся откровенно криминальной, мне комментировать, думаю, не нужно.
 
Неправда пред людьми.
 
Ложь в рекламе сетевиков - это практически повсеместное явление.
Например, рекламный каталог «Тяньши» заявляет, что продукция компании, сделанная по «древнейшим китайским и тибетским рецептам», совершенно уникальна, не имеет аналогов в мире. К слову сказать, как вы уже, наверное, поняли из голливудских фильмов, в глазах американского обывателя все китайское и тибетское - это синоним чего-то чудесного, таинственного и уж точно моментально исцеляющего. Не зря Гербалайф, наверное, первой начала хвалится тибетскими рецептами и травами.
Так вот, у целого ряда продуктов «Тяньши» имеется несколько аналогов других компаний, например БАДы на основе хитина, виноградных косточек и т.п., причем зачастую они даже имеют одинаковое название. Но что интересно «Хитозан» «Тяньши» стоит 40 долларов, а российский аналог, тоже «Хитозан» производства «Эквалар» стоит 8 долларов, другая тоже российская фирма выпускает его уже по 3 доллара. Это же справедливо и для другой продукции. Замечу, рабочая сила в Китае (там также производится продукция «Гербалайф») стоит намного дешевле, чем в России (иногда китайцы довольствуются 12 - 30 центрами в час!), так что себестоимость китайского БАДа в 1,5 - 2 доллара вполне реальна, а остальные 38 долларов - это десятикратная супер-прибыль, практически не облагаемая налогом.
Не верьте, что продукция в сети любой фирмы - это всегда дешевая продукция!
Кстати, после упоминания о «древнейших тибетских рецептах» пишется, что продукция выполнена «с применением новейших (ЗАПАДНЫХ!) биоинженерных технологий».
 
Ложь о потребительских свойствах продукции
 
Тут можно привести множество примеров, расскажу о самых ярких. Многие слышали о концентрированной чудо-зубной пасте «Амвей», которой нужно с горошину. Так вот обычной зубной пасты с пенящимся эффектом для оптимальной чистки зубов нужно действительно очень мало - с горошину, но люди, как правило, не жалея, давят на тюбик. И выходит так, что в среднем перерасход пасты бывает в 2 - 4 раза. Продавая пасту, распространители уши вам прожужжат о том, что их замечательную пасту нужно всего с горошину... И в итоге приучают вас за большие доллары пользоваться экономно пастой «Амвей», которая вряд ли отличается по качеству от «Колгейта» и т.п., аналогично можно говорить и о чудо-стиральном порошке этой компании, который почему-то нужно обязательно применять с смягчителем воды (он и позволяет резко снизить расход порошка).
Компания «Тяньши» заявляет, что ее «заслуга... в том, что благодаря собственной оригинальной технологии удалось стабилизировать ион кальция, который в виде положительного иона (катиона) усваивается организмом на 90 %». Если высыпать этот БАД в стакан с водой и дать отстояться, то на дне стакана увидите мучнистый осадок коричневого цвета, что представителями компании называется как «стабилизированный ион кальция». Однако во всех справочниках химии чётко сказано: «ион (катион) кальция в растворе - бесцветный аквакомплекс [Ca(H2O)6]2+». Осадком может быть гидроксид кальция, ибо он нерастворим в воде и, кстати, очень плохо усваивается организмом.
Как мне рассказала бывший дистрибьютор «Гербалайф», ее обучали при продаже средств похудения рассказывать свою историю о чудо превращении толстяка в худышку. Наивная девушка спросила: «А если у меня пока нет такой истории?» Придумай ее - был ответ. Хотя и есть случаи, когда люди каким-то образом худели или даже выздоравливали, благодаря какой-либо продукции, какой-либо компании, могу утверждать, есть немало дистрибьюторов, рассказывающих свои покупателям откровенные сказки.
Не зря я тему лжи покупателям я начал с БАДов, поскольку здесь лжи как нигде много. Официально считается, что препараты, называемые БАДами, в принципе не могут оказывать НИКОГО лечебного эффекта, НИ ПРИ ОДНОМ ЗАБОЛЕВАНИИ, именно поэтому государство следит за производителями данной продукции только в одном - за наличием в БАДах токсичных веществ: пестицидов, гербицидов, тяжелых металлов и степенью микробной зараженности. Однако дистрибьюторы, пользуясь, между прочим, официально изданными книжками и брошюрами активно убеждают потребителей в том, что, принимая те или иные наборы БАДов, они исцеляться от тех или иных заболеваний.
Вот образчик характерного рекламного листка: «Кто хочет жизнь продлить, кто в препараты химии не верит, прейди в «Родник»! Он в долголетие откроет дверь. Заболевания: сердечно-сосудистая система, органов дыхания, анемия, ревматологический артрит, остеохондроз, гинекология, повышение иммунной системы». «Vision», например, специально выпускает книгу, в которой приводятся свидетельства, как больных людей, так и врачей, что они исцелились именно благодаря продукции этой компании.
Если БАДы лечат, почему они не проходят соответствующей регистрации в Фармкомитете Министерстве здравоохранения и не получают статус лекарственного средства? Получается ложь в любом случае - это либо обман государства, когда лекарства производятся под видом БАДов, либо обман покупателя, когда БАДы рекламируются как лекарства.
Бывает и так, что продукция ряда компаний действительно обладает выраженной фармакологической активностью. Так «Гербалайф» продает совершенно полноценные поливитаминные комплексы, сравнимые, например, с такими официальными препаратами, как «Гендевит», «Компливит» или импортным «Центрум», продаваемые в аптеках. Выраженной терапевтической активностью обладает некоторая продукция российской компании «Счастье жизни». То есть в данном случае производители сознательно скрывают истинную фармакологическую активность своих БАДов, поручая продажу фактически лекарственных средств дилетантам, задача которых всучить болящему, как можно больше всего для коррекции всего чего угодно в его зашлакованном организме. Ладно, если бы эти дилетанты учили бы только тому, как глотать БАДы, так ведь некоторые из них начинают читать лекции по проблеме здорового питания и образа жизни. Ох, если бы вы знали какую они ахинею несут с самоуверенным видом эксперта!
Немало сделано публикаций о том, что ряд растительных компонентов БАДов могут вызвать серьезные побочные действия, а дозы витаминов и микроэлементов могут быть даже токсичными. Естественно распространители - дилетанты от медицины об этом ничего не знают и не говорят потребителям.
Хочу упомянуть о китайской компании Цзянь-Цяо (JQ-PROJECT) и их чудо-аппарате «Шубоши» по цене около 10 тыс. рублей. Он не имеет государственной регистрации в Министерстве здравоохранения РФ, которая дает право продавать физиотерапевтические аппараты, и которая гарантирует, что аппарат действительно может лечить. Более того, даже гигиенические сертификаты, которые предъявляют дистрибьюторы поддельные... В начале мая 2004 года в новостях «Первого канала» показали, как прикрыли крупную оптовую базу «Цзянь-Цяо», там было сказано, что аппарат может своими электромагнитными импульсами спровоцировать ухудшение здоровья при некоторых заболеваниях. Это однозначно противоправный бизнес, и если вы в своем городе увидите рекламу «Шубоши» смело обращайтесь в правоохранительные органы, оснований сверхпредостаточно...
Как я уже сказал, государство не удосуживается проверять истинный состав БАДов, поэтому здесь раскрывается огромное поля для фальсификации и обмана. Несколько лет назад произошел скандал с российскими гимнастками. Так, у Алины Кабаевой в крови обнаружили фуросемид. Это не допинг - это лекарственный препарат, обладающий мочегонным действием. В опалу же он попал потому, что с его помощью пытаются вывести из крови истинные допинги из-за чего, когда его обнаруживают, автоматически защитывают их применение. Я видел пресс-конференцию и объяснения тренера. Она показывала упаковку БАДа «Vision» и говорила, что нам его посоветовали для улучшения состояния, а продукт якобы поддельный...
Подумаем логически, если препарат поддельный - зачем в него добавлять фуросемид? Не проще ли напрессовать только соломы в таблетки? Более того, вся продукция этой фирмы, как и других вышеперечисленных продается строго через сеть, ввести в которую подделку просто невозможно. Это значить, что гимнастка употребляла настоящий БАД этой компании и в нем есть лекарственные средства, добавленные для усиления терапевтического действия и не показанные в официальном составе. Есть подозрения, что и другие компании не исключение.
Не беспочвенны слухи о том, что некоторые производители добавляют в свою продукцию растения, вызывающие наркотическую зависимость. Так растения в ряде добавок, называемых как ma huang, epitonin и sida cordifolia содержат эфедрин и близкие к нему вещества, возбуждающие нервную систему, создающие эйфорию, подъем настроения и сил.
На двух сайтах обнаружил письмо бывшего дистрибьютора китайской компании «Тянь-ши», где она пишет, что кто-то проводил исследования фирменного БАДа якобы на основе костей КРС, обнаружившие, что костная мука - свиная, а не говяжья... Кто проверяет это на государственном уровне? А для мусульман и иудеев это принципиальный вопрос. Может это, конечно, и дезинформация, но при отсутствии обязательной сертификации состава БАДов сомнения не исчезнут.
Торговля БАДами входит в неразрешимое противоречие с принципами врачебной этики - деонтологии. Во-первых, потому что заведомо лекарственные препараты продают, люди далекие от медицины. Во-вторых, потому что действительно БАДы продаются как лекарственные средства. И, в-третьих, потому что, и это самое отвратительное, в основе деятельности дистрибьютора, среди которых все больше и больше становиться врачей, лежит не желание избавить от болезни оптимальным для больного образом (подчеркиваю - оптимальным образом, а это не в последнюю очередь дешево!), а лично обогатиться на беде и нездоровье болящего. Для наглядности пример.
Пациенту нужно нормализовать минеральный обмен - насытить организм кальцием и полезными микроэлементами. Подобный курс с помощью БАДов какой-либо фирмы обойдется в 200 - 500 долларов. Однако если купить в аптеке витамин «Д» в масле, препарат «Полиминероль», как источник микроэлементов, и добавлять его в пищевую соль, которой ежедневно солиться пища. Затем купить таблетки глюконата кальция или мела, отечественный витаминно-минеральный комплекс «Компливит», то это курс при практически одинаковой терапевтической активности обойдется всего 150 - 300 рублей.
Нет сейчас такого БАДа, для которого нельзя не составить десятикратно дешевый и не менее эффективный аналог из известных фармакологических средств и трав. Вот где катастрофа совести и врачебной и, можно сказать, и человеческой - я назначаю тебе этот препарат только потому, что хочу на нем заработать. И распространитель даже не задумывается о том, что можно найди более дешевый аналог. Ведь не зря еще в средние века врачей и аптеки развели порознь, дабы не дать врачу соблазн обогатиться на эксклюзивных чудо-лекарствах. И уж точно в алчную голову распространителя не приходит мысль, что может в данном случае более эффективной или дешевой будет аналогичная добавка другой фирмы. Вспомните «Хитозан» за 40 долларов и за 3 доллара. Своим дистрибьюторам все компании запрещают продавать продукцию иных проиводителей, которая может стать им конкурентной.
Как мне рассказали, одного уфимского банкира дистрибьютор компании «Тяньши» обманул (другое слово и не подберешь) на 10 000 рублей за очищающе-омолаживающие-оздоровливающий курс, после которого он якобы должен был полностью омолодиться и исцелиться. И, конечно, этого не произошло. У банкира при слове БАДы начинается отвращение - и это хорошая прививка здравомыслия. Беда-то в том, что в совести дистрибьютора ничего не пошевелилось и не шевелиться у десятков тысяч таковых по России, и это притом, что он обманул человека на 10 000 рублей и тот не смог поправить свое здоровье. Вот где трагедия двойных стандартов - кому-то за украденный сотовый телефон за 2000 рублей дают несколько лет тюремного срока, а кто-то, обманывая десятки людей, продолжает чувствовать себя богатой элитой общества, несущей людям «здоровье» и счастье.
Во время судебных разбирательств в США с «Амвэй» выяснилось, что дистрибьюторы высшего звена получают только 10 % дохода от личной продажи своей продукции и процентов-бонусов от продаж ниже стоящих сетевиков. Остальные доходы они получают от проведения семинаров и продажи литературы или видео-пособий о том, как сделать свой бизнес эффективным и стать миллионером. То есть основанная часть дохода высшего эшелона любой сети, не только Амвэй, происходит из воздуха, сказок, дорогущей трепотни о призрачных возможностях разбогатеть.
Но и это еще не все, практика показывает, что основные покупки БАДов совершают именно сами дистрибьюторы первого, низшего звена, большинство из которых довольно быстро бросают начатый бизнес. То есть реально зарабатывают более 300 долларов в месяц около 5 - 10% распространителей, и зарабатывают они эти деньги на остальных 90 - 95 % нижестоящих членах сети. И это не удивительно. Барыга - это призвание, и не многие на это способны. И также не может быть, чтобы 30-50 % населения государства становятся богатыми торговцами (а именно такие рисуются сетевиками), потому как, кто будет производить продаваемую продукцию, кто будет лечить этих барыг, учить их детей, подметать дворы в их домах, беречь их от преступников?!
Ну а теперь о самой большой опасности, которую скрывает в себе сетевой маркетинг - разрушение психического и духовного здоровья, как самих дистрибьюторов, так и покупателей их продукции. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Действительно, обобрали тебя на несколько сотен или тысяч долларов - умнее только будешь, а вот если душу исковеркают...
Здесь хочу прежде сказать о новой тенденции - сращивания дистрибьюторских сетей с сектами и оккультными группами. При этом можно выделить компании, продукция которых обязательно продается вместе с оккультно-сектантским «бонусом», и местные сети, в которые проникают и начинают их контролировать адепты каких-либо сект. К первым можно отнести новый проект г-на Довганя, его желание превратить свою компанию в храм, в котором дистрибьюторы не только смогут обогатиться, исцелиться от недугов, но и духовно совершенствоваться, только вот новая довганевская духовность скомпилирована из ряда ньюэйджевских учений и практик, с использованием откровенного НЛП-зомбирования.
Ещё один феномен из этой серии - это Фонд развития новых медицинских технологий «Айрес», распространяющий изобретение Игоря Серова - матричные резонаторы, представляющих собой полимерные пленки с нанесенным графитом или золотом особым симметрическим рисунком. Если приложить эти матрицы к больной части тела или проекции органа на теле, то якобы происходит нормализация электромагнитного поля органа или части тела и его исцеление. Как ни удивительно, но Серов получил официальное одобрение и разрешение от Министерства здравоохранения РФ для использования матриц в качестве лечебного средства, предъявив многочисленные акты клинических испытаний в ряде медицинских учреждений. Может мое мышление и устарело, и матрицы Серова - это действительно революция в медицине, однако, к сожалению, изобретатель возомнил себя и целителем, и духовным учителем человечества, создающим новую научно-духовную парадигму. И начал активно учить людей своему пониманию веры в Бога и духовного совершенствования. К, сожалению, духовность Игоря Серова оккультна и далека от истинной христианской духовности. На презентациях матриц предлагают не только инструкции по их использованию, но и труды Серова «Общий курс BIP », «Размышления накануне Рождества», «Апокалипсис 2002». На презентации в качестве введения высказывается сомнительная история развития медицины, где в один ряд ставятся шаманы, языческие жрецы и христианские священники, и что якобы существуют целительские школы Иисуса Христа, при этом в скобках подписано «биоэнергетика».
Не могу не удержаться, чтобы не привести отрывок из гениальных перлов Серова: «Чем больше людей стремиться из чрезвычайно неуравновешенных полярных единиц перейти в более устойчивую форму организации, двигаясь к абсолютной стабильности... тем более перспективной становится Общность в целом, что крайне важно на сегодняшнем этапе развития Цивилизации. Чтобы получить такой результат необходимо целенаправленно модифицировать доминирующие алгоритмы сознания, инсталлируя программные формулировки, матричная основа которых соответствует принципу реализации Пентаграммы Разворота Универсальной Базовой Основы». Евдокия Марченко со своим учением, безумными и запредельно заумными ритмами отдыхает ...
Кстати, для второго этапа реализации «Пентаграммы Разворота Универсальной Базовой Основы», по мнению автора необходимо применять «медитативные и экстрасенсорные методики и восточную канальную терапию».
Говоря о местных сетях, в которые проникают и начинают их контролировать адепты каких-либо сект, в качестве примера могу привести следующее. В Уфе сетевая верхушка компании «Дисо», продающих соевые полуфабрикаты, которые иногда дороже натурального мяса, регулярно устраивают гастроли известного оккультиста и основателя одноименного психокульта Мирзакарима Норбекова. Адепты секты «Солибор», основатель которой и нынешний руководитель некий Гринблат Аркадий Соломонович, имя в секте - Гуру Рамаш Богославский действуют в уфимской сети компании «Счастье Жизни». Кто-то из сетевиков, пока это мною не выяснено, регулярно приглашает в Уфу инструкторов педагога-оккультиста Вячеслава Бронникова. В Томске, где я был этим летом в отпуске, и там не удержался от расследования, в сеть « Am - Way » проникла секта «Сахаджа-йога».
Сама структура построения сети и зависимость низшего звена от высшего, прекрасные навыки контролирования сознания у высшего эшелона сети, постоянные совместные мероприятия дистрибьюторов для взаимного промывания мозгов и стимуляции бизнеса, развитое чувство стадности (прошу прощения, корпоративности) - все это оптимальные условия для распространения внутри сети любой компании какого-либо сектантского учения.
Не может и не должно устраивать Церковь то, что эффективные продажи дорогостоящих и чаще всего совершенно не нужных потребителю товаров не могут существовать без активного использования методов несанкционированного контролирования сознания, когда используются современные методики НЛП, эриксоновского гипноза и т.п. Например, в октябре этого года в Уфе некий Владимир Путенихин, директор студии магнетизма и трансовых способностей проводил школу «Бизнеса и торгового магнетизма» - не трудно догадаться какими методами будет улучшаться бизнес и торговля.
Сознания потребителя, которого иначе, как жертвой не назовешь, буквально взламывается, у него рушиться всякое рациональное сопротивление, при этом упор делается на осудительные человеческие страсти - сребролюбии, тщеславии, гордости.
Как-то в Уфу приехал какой-то мастер по продажам, и тема одной из его лекций гордо назвалась: «Как продать ведро картошки за 1000 долларов». Эта лекция как нельзя лучше раскрывает чудовищную суть идеологии, положенной в основе сетевого маркетинга - продать то, что реально стоит рубли за сотни долларов. Это самое настоящее мошенничество, ничем не отличающееся от изготовления фальшивых денег, подделки ювелирных изделий, уличных лохоторонов-лотерей. Только в данном случае жертве внушают, что предлагаемый ей товар обладает гипер-качественными свойствами, якобы оправдывающими его огромную цену и при этом дистрибьюторы не чувствуют себя преступниками. Вот до какой степени вытравляется адекватность мировосприятия и совесть у самих дистрибьюторов.
Поэтому, говоря о том, что сетевики промывают мозги своим клиентам, нельзя не говорить о том, как колоссально им самим промывают мозги внутри сети на закрытых семинарах, встречах и банкетах. При этом это так построено, что они сами себя по цепной реакции заводят, как шаманы на камлании - мы крутые, элита, преуспевающие, богатые, мы самые умные, т.к. работаем на себя, мы несем радость и здоровье людям и т.п. И это притом, что еще 20 лет назад подобных им называли презрительно в нашем обществе «барыги».
О том, что такие компании, как «Herbalife» и «Am-way», фактически превратились в коммерческие секты, где религией стали продажи, я повторять не буду, об этом достаточно написано, в т.ч. и на сайте Центра св. Иринея Лионского.
Безусловно, в основе торговли лежит стремление заработать деньги, но то, что сребролюбие, тщеславие и гордыня целенаправленно (повторю, целенаправленно!) взращивается до неимоверных размеров в сетевом маркетинге не может не вызвать тревогу и противление у Церкви. По поводу мотивации и морального поощрения сетевики переплюнули коммунистов с их почетными досками и грамотами: разработаны всевозможные квалификации вроде VIP продавец, VIP 2 карата, VIP 6 каратов, наконец, бриллиантовая команда лидеров или директора, золотые директора и бриллиантовые директора. Людей распределяют по членствам бизнес-клубах и элит-клубах. Регулярно публикуются в журналах компаний Тор-листы. Существует знаки различия соответствующие уровню распространителя, с помпезными названиями вроде знак «Бриллиантовой росы», есть даже ордена, например, ордена «Бриллиантового совершенства»...Особо продвинутым распространителям дают премии, бесплатные путевки, круизы, приглашают на бесплатные банкеты и конференции.
Но не думайте, что все эти вознаграждения - только за честный самоотверженный труд - получение премии или путевки на Багамы возможно, если дистрибьютор за определенный скупит товаров на очень большую сумму, от 5000 до 25 000 долларов, естественно, это совершенно излишнее количество товаров, которое они не могут реально перепродать. Или же это бывает так, как происходило весной этого года в Киеве, где прошло общеСНГовское сборище Amway . Так вот, чтобы на нем присутствовать и услышать, какие они молодцы, и что все они скоро станут миллионерами, люди платили по 4000 рублей и считали это за честь.
Давая общую негативную оценку сетевому маркетингу, нужно признать, что существуют компании, чья продукция вполне безопасна, качественна и даже приемлема по стоимости - это прежде относиться к некоторым фирмам, кто продает косметику - здесь даже раскрутить на большую сумму сложнее - обычно дерут 2 - 4 крема или иных средств. Хотя как сказать, некоторые кремы Гербалайфа стоят около 1500 рублей, а скромные наборы около 5000 рублей. Нужно также признать, что есть дистрибьюторы, которые не используют методов контролирования сознания, и не мечтают стать миллионерами любой ценой на этой торговле.
Есть попытки создать некий этический кодекс многоуровнего маркетинга - там много хороших слов и даже говориться о расследования по нарушению кодекса, но проблема в том, что этот кодекс пока поддерживает только компания Join2day, которая его и разработала...
Но всё это не чуть не уменьшает ту огромную угрозу для психического и духовного здоровья, которую несет в себе бизнес на основе сетевого маркетинга. И он, мне кажется, не меньше такового от деятельности сект.
По некоторым данным в мире существует более 3000 компаний сетевого маркетинга, и эта цифра увеличивается, а их торговый оборот составляет сотни миллиардов долларов... Так что степень их влияния на общественное сознание увеличивается с каждым годом.
Нынешнее общество в целом осознало опасность от сект - и это радует, и нужно скорейшим образом аналогично осмыслить и четко обозначить опасность ряда принципов идеологии и методов работы сетевого маркетинга.
Категория: Статьи про рекламу | Добавил: РефМастер (29.08.2014)
Просмотров: 144 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0