Дети Охты
 
© Денис Паничкин
 
Внеконкурсный мост
 

При строительстве мостов через Неву – Литейного, Троицкого, Дворцового – сложилась странная «традиция»: или все конкурсные проекты будущих мостов признавались неудачными, или победителю конкурса отказывали в осуществлении проекта, и в итоге конкурс проводили повторно. Подобное, но не в точности, произошло и в отношении Большеохтинского моста.

План построить мост, соединявший центр города с Охтинским предместьем, известен ещё с 1829 года, но с техническими возможностями того времени он был неосуществим. А позже, в 1880-х годах, когда о строительстве моста заговорили вновь, этому упорно препятствовали перевозчики, боявшиеся потерять доходное дело. Лишь в 1906 году был объявлен конкурс, но большинство его участников представляли иностранные компании, и все проекты были признаны неудачными.

В конкурсе не участвовали военные инженеры Г.Г. Кривошеин и В.П. Апышков, но они помимо конкурса разработали не характерный для мостов через Неву проект под названием «Свобода судоходству». События ускорились трагедией, когда в апреле 1907 года затонул пароход-перевозчик «Архангельск». И уже через месяц Николай II в своей резолюции по внеконкурсному проекту указал: «Не затягивать с постройкой моста».

Большеохтинский мост действительно единственный в своём конструктивном исполнении среди мостов через Неву.

То есть «предложить проект моста у Охты» – это то же самое, как намерен действовать я и учить этому других. Зачем нам все эти конкурсы с их бесконечными скандалами и срывами, если что-то большое и хорошее можно создать вне конкурса?

А вот пути создателей проекта разошлись. Г.Г. Кривошеин после революции эмигрировал. В.П. Апышков революцию принял, вступил в ряды Красной Армии и передал многим свой опыт военного инженера-строителя. Но до этого их разработки были использованы и при проектировании уже названного Финляндского железнодорожного моста. Действительно, мосты построены почти одновременно, и конструкции их отличаются заметным сходством.

 

Предыдущая страница      В оглавление