В 1901 году Н.П. Граббе, обер-камергер и землевладелец в Коломягах, тогда не входивших в состав Санкт-Петербурга, предоставил в пользование небольшой участок у дороги в Новосёлки (нынешней Новосельковской улицы) приехавшему в Коломяги Петру Васильевичу Рябиновскому.
О происхождении нового соседа в Коломягах говорили разное: кто-то считал, что он принял фамилию от секты рябиновцев, кто – от речки Рябиновки на Урале, а сам он называл себя выходцем из семьи ссыльных, из Привислинских губерний (Царства Польского). В его поведении действительно чувствовалось нечто революционное, хотя ничего «неблагонадёжного» за ним не замечалось и, как отмечала местная полиция, «в социал-демократических собраниях не был замечен».
По дому Петра Рябиновского, построенному на названном участке, небольшая улица, отходящая от дороги в Новосёлки, стала называться Петровской. Дом имел нечто вроде пристройки с отдельным входом, и иногда там останавливались заезжие люди, чаще всего или непризнанные художники, или представители зарубежной славянской интеллигенции. Иногда приезжали и гости более известные, например, архитектор Александр Александрович Всеславин, по проекту которого была построена церковь Дмитрия Солунского в Коломягах.
Пётр Рябиновский был землемером-межевателем и архитектором-градостроителем, и у самого Граббе был интерес к новосёлу, призванному осуществить перепланировку улиц в Коломягах. Но Рябиновский предложил нечто большее.
Пётр Рябиновский критиковал Петербург, где в соответствии с регламентацией общественной жизни, введённой ещё Петром I, расселение жителей Санкт-Петербурга велось по сословному или профессиональному признаку. Он выступил и с критикой транспортных порядков в столице: в конце XIX века между Городской думой Санкт-Петербурга и акционерами общества конных железных дорог, эксплуатирующего петербургскую конку, был заключён договор, в соответствии с которым никто больше не мог организовывать на петербургских улицах массовую перевозку населения.
В итоге Пётр Рябиновский представил Граббе план строительства нового города к западу от Коломяг. Собственно, Коломяги должны были войти в состав этого нового города, представлявшего собой «улучшенный Петербург» (тогда ещё не существовало понятия «город-спутник»).
Предполагалось, что застройка города будет вестись с расчётом, чтобы не было «дворянских» и «разночинных» слобод, а для рабочих предоставлялись небольшие квартиры или большие комнаты в общественных домах, проекты которых предложил Рябиновский. Городской парк предполагалось организовать у озера Долгого, которое тогда было раза в два больше. От речки Каменки до южного края Коломяг, ближе к Удельному парку, предполагалось организовать трамвайную линию, для этого Рябиновский хотел привлечь к делу «Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и Ко», организовывавшее каждую зиму трамвайные пути по люду Невы: ведь на Коломяги не распространялся договор Городской думы с владельцами конки.
Однако проект Рябиновского Граббе счёл слишком радикальным, именно «революционным», и вдобавок дорогостоящим. Позже Пётр Рябиновский перебрался в Лахту, приняв предложение семьи её владельцев, Стенбок-Ферморов о работе по межеванию участков под дачи. Свой план он продал дельцам Лахтинского синдиката, через них этот план стал известен принцу Александру Петровичу Ольденбургскому, взявшемуся за организацию его осуществления в 1912 году, но финансирование проекта было прервано из-за войны в 1914 году. В тот же год скоропостижно скончался Пётр Васильевич Рябиновский, и это произошло, когда он ненадолго приехал в Коломяги. Там его и похоронили.
Вольно или невольно, но память о нём осталась в тех местах, хотя и угадать трудно. Петровскую улицу в 1964 году переименовали в Рябиновую, «по местному признаку». Почему-то выбрали именно это название. И именно на этой улице расположились благотворительный центр польской общины римско-католической церкви, входящий в систему подобных центров с общим названием «Каритас». На этой же улице располагается и творческая мастерская городского проекта «Деревня художников», художники - Татьяна Николаенко, Борис Коротеев. Мастерская находится в перечне Фонда творческих мастерских Санкт-Петербурга.
Предыдущая страница В оглавление Читать дальше