Рассказано на экскурсиях
 
© Денис Паничкин
 
Немецкий пример

 

На Васильевском острове, на углу 5-й линии и Большого проспекта располагается здание бывшей женской гимназии, основанной Эмилией Павловной Шаффе. Собственно, это два дома, и оба в статусе памятника культурного наследия народов России. Первый принадлежал А. А. Куракиной, а перестройка и приспособление под гимназию осуществлена по проекту архитектора В. А. Кенеля, при этом были расширены помещения, устроен большой зал и физический кабинет. Второй дом был построен уже через год после смерти Э.П. Шаффе, отдавшей полвека жизни этой школе.

В 1867 году в школу, тогда ещё не имевшую статус гимназии, была принята на вакансию учительницы домохозяйства и рисования Роза Карловна Гандверкер. Неизвестно, были ли какие-то рекомендации в среде петербургских немцев, но они хорошо друг друга знали.

Когда сама Эмилия Павловна предложила собрать школьную библиотеку, чтобы все, кто состоял в штате, дали от себя такие книги, какие могли, среди того, что предоставила Роза Гандверкер, оказались две шахматные книги: первый учебник по теории шахмат, автором которого был недавно скончавшийся А. Д. Петров, и собрание шахматных задач, изданное М. Ланге в 1862 году. При этом пять задач из сборника были составлены женщинами.

Оказалось, шахматы были увлечением в семье Розы Гандверкер. Она даже с разрешения самой Эмилии Павловны организовала небольшие дополнительные занятия для желающих. Тогда ещё это не называлось факультативом, и из учениц пансиона желающих оказалось только четыре.

Прогулки по городу под руководством наставниц и посещение музеев входили в систему воспитания в пансионе. Узнав об открытии шахматного клуба на Офицерской улице (дом 14/21), - это произошло в 1869 году, - Роза Гандверкер побывала там со своими ученицами и была представлена директору, действительному статскому советнику Илье Степановичу Шумову, который приветствовал организованный ей «факультатив».

Роза Гандверкер пробовала свои силы в составлении задач, преимущественно в жанре кооперативного мата (договорной игры в поддавки), но стеснялась даже предлагать их к публикации. Однако всё же один раз она решилась на это.

Важным событием 1870 года стала Франко-прусская война. Роза Гандверкер приветствовала победы германских войск и как немка, и как подданная Российской империи, поскольку поражение Франции означало потерю ей влияния, пересмотр унизительного условия для России Парижского договора 1856 года об ограничениях на Чёрном море. Обратив внимание, что французы действовали, как будто сами хотели проиграть, роза Гандверкер составила изобразительную шахматную задачу и направила её в редакцию журнала «Всемирная иллюстрация», где шахматный раздел вёл И.С. Шумов. Вот каким комментарием он снабдил задачу в IV томе журнала за 1870 год, вышедшем 31 октября: «Чёрные начинают и действуют так дурно, что белые на втором ходу им дают мат. Роза Гандверкер, как немка, не упустила случая взять Мец предметом для своей шахматной фантазии и сочинить такую пикантную задачу; но посмотрим, многие ли решат ее, хотя и требуется со стороны черных играть дурно, что, конечно, всякий может».

Он также указал: а может, и русские составительницы найдутся, последовав этому примеру, пусть и без изображения каких-то событий. И действительно, в 1873 году он напечатал в том же разделе «Всемирной иллюстрации» задачу, автором которой была Е. Шулдина-Толстая из Рославля, в 1875 задачу в редакцию прислала Е. Грекова из Москвы.

Черные Шумов именует «мецкими войсками», а белые - «немецкими»

Решение 1.f1С с8C 2.Сb5 Сab7х

Здесь черный король в окружении белых являет собой осажденный Мец, а пешка f2 - армию Мак-Магона.

Однако это уже было на грани политики, а по мнению школьного руководства и лично Э.П. Шаффе, такое было нежелательно.

Отношения Розы Гандверкер с остальным учительским составом начали разлаживаться, а затем ей сделал предложение один чиновник из Министерства просвещения, бывший выпускником гимназии Карла Мая.

Бывшая учительница впоследствии вела жизнь обычной женщины-немки - Kinder, Kirche, Küche. Но семейная жизнь оказалась для неё счастливой, а через много лет они оба стали свидетелями, как их школы, основанные Карлом Маем и Эмилией Шаффе, были объединены постановлением Совнаркома об обязательном совместном обучении от 31 мая 1918 года.

 

Предыдущая страница       В оглавление      Читать дальше