Рассказано на экскурсиях
 
© Денис Паничкин
 
Фонтарный мастер
 

Типографии существовали в Санкт-Петербурге с 1711 года. Крупнейшей из них стала Типография при Академии наук, которая была учреждена 4 (15) октября 1727 года указом Верховного Тайного Совета. Позже открывались типографии при учебных заведениях - Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (1757), Горном училище (1776) и др., также при государственных учреждениях – первой была типография при Синоде (1764).

В 1771 открыта первая частная типография Т. И. Гартунга (с правом печатания книг только на иностранных языках), в 1776 издатели И. Я. Вейтбрехт и И. К. Шнор получили право печатать в своей типографии литературу на всех языках.

В 1783 издан указ «О вольных типографиях», дозволявший открывать их любому частному лицу. В частных типографиях печатались сказки, авантюрные романы, сонники, книги по домоводству, гадальные книжки, учебная литература. Оборудование закупалось за границей, шрифты частично отливались в Санкт-Петербурге.

Так как с расширением типографий возрастала потребность в наборных шрифтах, то существовали и мастерские для их изготовления. Первыми мастерами были иностранцы, преимущественно немцы и французы. Наборные шрифты назывались fonts, поэтому мастера и мастерские получили название фонтарных. Организовывались фонтарные мастерские в соответствии с цеховыми (ремесленными) правилами. Было предписано, чтобы в каждой полицейской части Санкт-Петербурга был обязательно хотя бы один фонтарный мастер, и чтобы в обучение они брали русских – из сыновей цеховых либо строительных рабочих.

Одним из них был Егор Андреев (точнее, «Егор, Андреев сын»). Родом он был из Псковской провинции Новгородской губернии (с 1772 года провинция выделена как Псковская губерния), где такой порядок именования существовал и в XX в. Обучившись изготовлению шрифтов, Егор Андреев делал это настолько хорошо, что был замечен, его работа стала считаться лучшей в столице.

Именно шрифты его работы использовались при печатании журнала «Всякая всячина», издаваемого Г.В. Козицким, при участии самой Екатерины II, которой настолько понравились эти шрифты, что она распорядилась вызвать мастера к себе и особым указом повелела ему именоваться впредь Фонтариным. Других почестей он не получил, но этого было достаточно, поскольку в указе прямо говорилось, что «первый фонтарный мастер Российский один, и пусть навечно останется таковым». После этого Егор Андреевич Фонтарин, как он теперь именовался, получил официальный статус «мастера фонтарного всех трёх Адмиралтейских частей», и в качестве владения – дом в Голицыном переулке, на углу с Офицерской улицей (сейчас – улица Декабристов). В этом доме он устроил свою новую мастерскую, а также – нечто вроде трактира. Собственно, название Голицын переулок уже было почти забыто, народ называл его Материальным, поскольку со стороны Мойки происходила выгрузка строительных материалов.

Через знакомых чиновников 2-й Адмиралтейской части Фонтарин добился, чтобы выгрузка велась правильно, не заваливая переулок, и чтобы всегда был порядок. При этом переулок и сейчас по длине не уступает многим улицам, и вскоре его стали называть улицей и по домовладельцу – «Фонтарина улица». Также использовалось название в форме «Фонтарная». С 1775 года это название употреблялось во всех документах того времени – на планах и в делопроизводстве полиции.

Фамилию Егор Андреевич Фонтарин не передал по наследству, поскольку сыновей у него не было, а единственная дочь Агафья вышла замуж за какого-то мелкого полицейского чиновника. Умер Фонтарин в 1806 году. Заведение отошло к казне, превратившись в питейный дом (кабак). Позже дом бы куплен какой-то немецкой семьёй Шпигель. Улица снова стала считаться переулком, а затем о Егоре Андреевиче Фонтарине забыли, упростив название переулка – «Фонарный». Дом также был снесён, и на его месте в 1842 году был построен другой, принадлежавший купцу А. К. Ригину (архитекторы А.С. Кириллов и С.И. Шестаков), 4-й и 5-й этажи были надстроены позже – в 1880 году.

 

Предыдущая страница      В оглавление      Читать дальше