МММ-2015: «Музей массовых манипуляций»

 

Филиал 2. Мошенничество в Интернете: какие приёмы используются в баннерной рекламе и при оформлении сайтов

 

Реклама финансовых (биржевых) спекуляций: бинарный шут Николай Кокарь и другие

 

Исследование - © Денис Паничкин

 

Среди баннерной рекламы в Интернете наибольшее распространение получила реклама финансовых спекуляций. Преимущественно это валютный рынок FOREX. Манипулятивные приёмы в части слов используются те же, что и в объявлениях в сетевом маркетинге: обещание высоких доходов, причём в данном случае – не выходя из дома, «престижных статусов», «стабильности» и «финансовой свободы». Даже реклама «Форекс-клуба» появилась, где некий персонаж утверждает, что он работает без офиса, ему достаточно носить с собой ноутбук или айфон, что у него нет начальника, и ему не грозит сокращение, и благодаря всему этому он достиг «стабильности, свободы и престижа». Для сравнения: мне приходилось выслушивать обиды о том, что «у меня работа на первом месте» или «я ношу работу с собой» от уже пяти женщин, в разное время и заведомо незнакомых между собой, на значительной территории – от Удельной до Колпино. А в «суперуспешные» заработки я не верю. Спекуляции на бирже новой стоимости не создают, они перераспределяют созданное чужим трудом, и понятно, «чтобы кто-то выиграл, нужно, чтобы очень многие проиграли». Вот для ролей проигравшей масс и вовлекают пользователей, и выход только один – просто не верить.

 

Кстати, я вспомнил эпизод из книги Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», где понятие «успех, успешность» понимается иначе:

 

… Вы ее хорошо знаете, сами натерпелись того же, ибо кто у нас в Британии, кроме знати, не перенес таких же страданий. Это старая, скучная повесть. Мы боролись, и боролись с успехом; с успехом – это значит, что мы могли жить и не умирать; чего же нам еще? До нынешнего года мы справлялись со всеми бедами, но в этом году беды обрушились на нас все сразу …

 

Мне тяжело это комментировать, но положение большинства населения, особенно в сельской местности, отличается сейчас от описанного разве что отсутствием внеэкономического принуждения в крепостную эпоху средневековья. Но в материальном плане многие на большее не рассчитывают, а в состоянии поддерживаемого сочетания «запугивать и развлекать» - решили, что «изменить это положение невозможно», забыв, как их прапрадеды при меньших неудобствах брались за вилы и топоры.

 

А иногда понятие «успеха» применяется и вовсе без повода – к «кумирам танцполов», «королям вечеринок» и «душам компании», которые хороши только на вечеринках и в компаниях, а ведь вечеринка закончится, компании разойдутся, и какими окажутся эти «успешные» в повседневной жизни? Я уже не стану комментировать, что слова «успешные» и «стабильные» я услышал по радио применительно ... к приготавливаемым котлетам и сырникам, - очередной «шедевр» от Ильи Лазерсона и Михаила Спички.

 

 

 

Некое «учебное заведение», где за очень высокую плату преподаются основы финансовых спекуляций. Вновь противопоставляются понятия «работать» и «зарабатывать».

 

 

 

 

 

В последнее время особо активно продвигают такую разновидность биржевых спекуляций, как «бинарные опционы», то есть угадать из двух вариантов на рост или падения курса. Даже предлагают «найти лучшего брокера», хотя брокеру выгодно, чтобы участник проиграл, то есть за свой счёт ещё и прямое вредительство. Другие приёмы, которые я бы выделил: сексуальная провокация (женщины как символ успеха, власти, достижений с точи зрения рекламируемого; изображение респектабельного биржевика, стоящего на скале, как бы возвышаясь над теми, кто трудится). Данную рекламу следует признать скрытым продвижением нетрудового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Приёмы рекламы спекуляций разные – сбыт различных алгоритмов от «шахматных» до «подпольного миллионера». Используется и знакомая нам подделка под «Новости России» (очень активно поощряемая в Яндекс Директ, как и «экономитель энергии»), даже реклама «социальной биржи», то есть стараются вовлечь даже пенсионеров и студентов. Фотографии, конечно же, берутся с фотостоковых сайтов.

 

 

А иногда даже не скрывают, что это финансовые пирамиды, называя их «заработком века» …

 

 

… и даже предлагают их по «франшизе». Все эти приёмы повторяются, несмотря ни на что, и удивительно, что даже пострадавшие от них, продолжают верить. Вот в отношении чего следует вводить контроль в Интернете, но в нынешних условиях этому мешает желание создать управляемую толпу.

 

 

«Бинарный шут» Николай Кокарь теперь заменил Ивана Полонского, как я буду их называть, хотя более чем возможно, что имена вымышленные, а фотографии взяты с фотостоков. Обратите внимание, что, шмыгая своим гоблинским носом, Николай Кокарь для новомодных биржевых спекуляций – бинарных опционов – предлагает, в сущности, ту же «стратегию мартингейл», что и Иван Полонский для рулетки. Следовательно, разница между ними несущественная, просто сводится к освежению способа отъёма денег. То же самое можно сказать и о карикатурной рекламе. Я вспоминаю небольшую детскую передачу 1984 года, где персонажи литературных сказок (тогда читали!) выступали против гонки вооружений, но я запомнил только монологи Карлсона и Мюнхгаузена. Реплики были в стихах, например, Мюнхгаузен кратко вспоминает о своём полёте на пушечном ядре, а затем говорит следующее:

 

А вот на ядерной ракете

Ни разу в жизни не летал.

Друзья, скажу вам по секрету:

Мне это Рейган предлагал.

 

Мюнхгаузен отказывается и говорит тогдашнему президенту США, чтобы он сам летал на такой ракете. И, похоже, теперь собирательный образ, только вместо Рейгана теперь безымянный валютный спекулянт, на приводимом примере баннера.

 

 

Последняя новинка - новый рынок спекуляций Verum Option, специально для бинарных опционов, реклама утверждает его «превосходство» над старым Forex с его более привычным массовым обманом. Но это только подтверждает, что реклама биржевых спекуляций использует те же приёмы, что и сетевой маркетинг, но опирается на Интернет, используя только одну его техническую особенность - удалённость, причём доведённую до бесконтрольности.

 

На страницу филиала музея  *  На главную страницу