Главная » Статьи » Статьи про рекламу

Пусть гламур катится к чёрту!

Мир без глянца возможен

 

© Колташов В.Г., заместитель директора по связям с общественностью, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Источник публикации: Маркетинг в России и за рубежом, № 6 (74), 2009

 

Друг за другом в России закрываются одни глянцевые журналы и теряют рекламные заказы другие. Время гламура уходит. Наконец, многое станет по-другому, не так, как прежде, совсем не так...

Глянцевые издания воплощали в глазах миллионов людей идеалы роскошного, нерационального потребительского мира. Не только в России, но и во всех странах глянец являлся неким билетом в пространство великолепной (подразумевалось - счастливой) жизни. Казалось, достаточно приобрести некие знаковые предметы - и ты приблизишься к идеалу, воспетому глянцем. Глянец диктовал моду. Он же требовал вечной погони за идеалом, когда минутная удовлетворенность вновь сменяется стремлением потреблять, следуя за глянцем.

Все годы экономического подъема журналы множились. Приобретали новых читателей. Захватывали направления. Объем рекламного рынка рос с каждым годом вплоть до рокового 2008 г.

Что же представляли собой те самые потребительские стандарты, которые проповедовал глянец? Это были вещи, образы, имидж успешности и привлекательности, целиком созданный из товаров и только замаскированный неким «особым» восприятием реальности и личностного существования в ней. Потребительские стандарты глянца учили, что и как носить, где и почему нужно развлекаться. Глянец был проповедником потребления по правилам, о которых никто не задумывался до кризиса.

В разных странах реклама (обернутая в глянец) подделывалась под общепринятые нормы культуры женского и мужского поведения. Благодаря этому один и тот же товар продвигался в самые разные среды. Глянцевые издания уверяли, что помогают создать индивидуальность, обогатить личный образ, расширить кругозор. На деле глянец стирал персональные особенности. Индивидуальность являлась как раз тем, чего гламур не имел.

Россия в последние годы пережила если не потребительский бум, то бум потребительской мании. Разразившийся в 2008 г. экономический кризис превращает желанное в недоступное. Материальные возможности людей ухудшаются, прежние жизненные цели утрачивают реальность, теряют смысл. Поневоле человеку приходится задуматься над тем, что теперь имеет значение. Процесс этот в самом начале. Однако он приведет к смене ценностей. Сформируется новое восприятие красоты. Оно не может не стать более рациональным, поскольку кризис каждого заставляет думать практично, отрезвленно.

Глянец и гламур часто используются как синонимы. Принято считать гламур современной роскошью, неким стилем «очаровательной», «блистательной» жизни.

Однако такое понимание несправедливо. Гламур - подделка под роскошь. Он не столько является дорогим по материалам и сложности работы (что характерно для реальной роскоши), сколько наделен таким ореолом. Все это необходимо для того, чтобы дорого продавать то, что на деле обходится дешево.

Глянцевые журналы уходят быстрее, чем привыкшая к ним публика осознает перемены. Прощание получается удивленным.

Во 2-й половине 2008 г. в России и за рубежом закрылось множество глянцевых изданий. Прежде всего, пострадали журналы, воспевающие дорогие предметы потребления, модные развлечения. Среди переставших выходить отечественных изданий - «Gala» (глянцевый журнал о знаменитостях), «Саг» (журнал об автомобилях), «Москва: инструкция по применению» (бумажная версия одноименной программы на ТНТ), «Trend», «Автопилот», «Молоток», «SIM», «РС gamer» и многие другие. Закрылись журналы о кино «Total Film» и «Empire».

Все переставшие выходить издания можно разделить на две основные группы: мода и стиль, развлечения и отдых. Нередко все это может быть перемешано в одном издании в виде некоего коктейля. Отдельной группой можно выделить журналы о дорогих автомобилях. Покупателей на них находится все меньше, и размечтавшиеся о шикарной жизни обыватели прощаются со старым любимым глянцем.

Стремительно теряют покупателей брендированная одежда и аксессуары. Все меньше средств остается у людей для заграничного отдыха, всевозможных развлечений. Отток клиентов испытывают ночные клубы, рестораны и кафе. Неописуемо быстро падает спрос на новые, якобы модные, модели сотовых телефонов. Все хуже продаются книги, еще вчера идеально подходившие по духу для эпохи глянца.

В редакциях глянцевых журналов отчаянно ищут повод для оптимизма. Гламурная отрасль готовится к новым потерям. Все ли издания уйдут с рынка? Переживут кризис те журналы, без которых рекламодатели не смогут обойтись? Но кризис не сделает даже преданную аудиторию более платежеспособной. Именно снижение потребления, несмотря на сохраняющуюся привязанность к гламурным идеалам, делает глянец все менее привлекательным для рекламодателей. Поэтому журналы и закрываются один за другим. По большому счету, после кризиса обновленные издания, скорее всего, станут приложениями электронных страниц. К тому времени в мире совершится эстетическая революция, подобная той, что была в 1970-е гг. Развитие общественной культуры пойдет по новым направлениям. Изменятся отношения людей. Потребительская философия станет более рациональной. Люди сделаются критичней, наблюдательней. Их не так легко будет заставить (как в последние два десятилетия) дорого платить за дешевые промышленные товары потому, что реклама провозгласила их модными.

Настоящий кризис капитализма демонстрирует невозможность дальнейшего хозяйственного развития без перехода к новым технологиям, то есть без повышения культурного уровня рабочих. Это плохой знак для глянца. Разворот от неолиберального отупения масс к новому подъему всеобщего образования (а значит, и сознания) неминуемо опрокинет примитивные идеалы глянца. Мир без глянца будет возможен. Он станет новой реальностью, в которой перемен будет еще очень и очень много.

Чудовищный образ гламурной женщины, навязанный глянцем, утратит мистический ореол. Он перестанет считаться модным и привлекательным.

Образ женщины сделается в России более демократичным, более европейским. Исчезнет типичное для эры гламура гремучее сочетание кокетства в стиле одежды с агрессией в поведении. Многие женщины осознают, что оригинальность и привлекательность не создаются погоней за модными новинками. Кризис произведет отрезвление шоком. Он заставит женщин, а с ними и мужчин находить друг в друге привлекательные черты, не связанные со старыми идеалами потребления. Стервозность перестанет воспеваться как «украшающий порок». Отношения полов окажутся менее зависимыми от материальных стандартов.

Мужчины будут сброшены с пьедестала иллюзий значимости коммерческого успеха. Дорогие костюмы, розовые галстуки ручной работы, яхты и автомобили с отливом - все это померкнет на фоне человеческих отношений. Мечты о карьере разобьются, как разбиваются сейчас сами эти кропотливо и недальновидно выстроенные замыслы личного возвышения. Приходит время открытия других жизненных смыслов. Миллионам людей, одурманенным гламуром, еще предстоит узнать, ради чего действительно стоит жить, за что нужно бороться и что стоит любить. Может быть, кому-то открыть это помогут книги, которые еще не написаны, или песни, что еще не спеты. Поможет и старое искусство, напрасно забытое в скоротечную эру глянца.

Революция в искусстве еще только должна произойти, поскольку без революции в умах миру не обойтись. Глянец уходит навсегда. Гламур больше не будет страшен. Он сделается смешным в своей примитивности. Перемены уже начались. Мир без глянца возможен. Он стремительно наступает, стирая фальшивый блеск с ярких страниц.

 

Эпоха без глянца началась

 

Пресс-служба ИГСО. Источник - «Маркетинг в России и за рубежом», № 2 (70), 2009

 

Время популярности глянцевых изданий уходит в прошлое, считают в Институте глобализации и социальных движений (ИГСО). Глянец терпит одновременно коммерческий и эстетический крах. Вместе с ним глобальный кризис обрекает на гибель потребительские стандарты, сложившиеся за три последних десятилетия и проповедуемые глянцем. Они будут стерты мировой экономической трансформацией в ближайшие годы. Их место займет новое понимание материальных потребностей, отвечающее изменившимся условиям жизни, а также общественным интересам.

В ИГСО убеждены: 2009 год стал временем быстрого угасания глянцевой моды и преклонения перед гламуром. Прогрессирующий кризис двояко повлияет на спрос. «С одной стороны, сокращение рекламных заказов приведет к банкротству большинство глянцевых изданий. С другой стороны темы модных журналов выпадут за рамки интересов потребителей», - отмечает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. По мнению другого эксперта ИГСО, Алексея Козлова, сокрушительный удар по глянцу наносит не моралистическая критика гламурной страсти, а крушение его материальной основы. «Сильного психологического отторжения глянцевых идеалов еще нет. Однако экономические перемены уже влекут закрытие изданий-динозавров», - заключает он. По его словам, проповедь гламурных потребительских ценностей становится бессмысленной и безадресной, поскольку мировой кризис стремительно сокращает ее базовую аудиторию.

В годы экономического кризиса развернется вытеснение глянцевой мифологии из общественного сознания. На смену погоне за гламуром придет более рассудочная потребительская философия. Многие воспетые рекламой в последние годы товары потеряют эстетическое значение. Такая судьба во многом ждет одежду, различные аксессуары, сотовые телефоны и автомобили. В мире возникнут новые отрасли, а с ними и новая продукция. Однако восприятие ее также не останется прежним. Роль Интернета как источника информации значительно возрастет. Многие журналы и газеты превратятся в бумажные приложения сайтов, а электронные издания перестанут быть вторичными по отношению к бумажным СМИ.

Во второй половине 2008 года в России и за рубежом закрылось множество глянцевых изданий. Прежде всего пострадали журналы, воспевающие дорогие предметы потребления, модные развлечения. Среди переставших выходить отечественных изданий: «Gala» (глянцевый журнал о знаменитостях), «Саг» (журнал об автомобилях), «Москва: инструкция по применению» (бумажная версия одноименной программы на ТНТ), «Trend», «Автопилот», «Молоток», «SIM», «РС gamer» и многие другие. Закрылись журналы о кино «Total Film» и «Empire». В декабре 2008 года последний раз вышел московский журнал «Большой город».

ИГСО является независимым интеллектуальным центром. Его деятельность направлена на выработку экспертных оценок, проведение исследований и содействие инициативам, нацеленным на демократическое и радикальное социально-экономическое преобразование общества. Предшественником ИГСО был Институт проблем глобализации (ИПРОГ), возглавляемый Борисом Кагарлицким. В 2006 году большая часть коллектива ИПРОГ создала новый институт - ИГСО.

Категория: Статьи про рекламу | Добавил: РефМастер (22.02.2019)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0