Главная » Статьи » Авторы проговариваются

SEO - миф о поисковой оптимизации
© Даниэль Алиевский
 
SEO - это аббревиатура от слов «search engine optimization», буквально «оптимизация (сайтов) для поисковых машин (программ)», коротко «поисковая оптимизация».
Самый главный миф об этой оптимизации, который, собственно, послужил главным стимулом для написания этой статьи, - это сама поисковая оптимизация! Реальность же такова:
Никакой поисковой оптимизации SEO не существует.
 Не может быть, скажете вы. Ведь Google по этим словам выдает миллионы страниц. Множество фирм занимаются SEO, есть курсы SEO, вообще, это крайне популярная тема.
Согласен, не может. Нужно объяснить. В каком-то смысле «поисковая оптимизация» все-таки существует. Только это совсем не то, о чем вы думаете. На самом деле это некая мошенническая афера, которая вполне соответствует такому названию и даже заслуживает уважения за гениальность подхода.
Что же это такое? Это довольно просто - вы можете сами оценить идею.
Однажды, в один прекрасный момент, некие умные и предприимчивые люди поняли, что для простого наивного пользователя слова «Google», «Yandex» и «поисковик» - более не пустой звук. Все хотят, чтобы их сайт можно было найти в поисковике, более того, у всех есть желание попасть на первые страницы выдачи поисковой системы. Желание здравое, и понятно, что попадание на первую страницу зависит от каких-то вещёй. Правда, в точности никто не знает, от каких именно - это коммерческая тайна владельцев поисковиков. Однако понятно, что существуют какие-то закономерности, причем достаточно нетривиальные - простой «чайник», открывший свой сайт по продаже ботинок, не разберется в таких тонкостях.
Дальше мысль предприимчивых людей развивалась следующим образом. Прежде всего они как следует разобрались в этом вопросе. Вопрос и правда - интересный и нетривиальный, а эти люди - профессионалы, нужно отдать им должное. А затем они придумали понятие - «поисковая оптимизация» (SEO), т.е. оптимизация сайта под то, чтобы поисковики его лучше находили. Подход на вид совершенно здравый и, главное, понятный простому потребителю. Если есть какая-то вещь, влияющая на его бизнес (или популярность, или личные амбиции), то ее можно и нужно оптимизировать. Можно оптимизировать налоги? Конечно, причем абсолютно легально. Можно оптимизировать расходы? Конечно. Можно оптимизировать прибыль компании путем грамотного управления? Кто бы сомневался. Ну вот, можно оптимизировать и поиск вашего сайта в поисковых системах.
Следующий шаг предприимчивых людей - они создали книги, статьи и целые сайты про то, как можно оптимизировать поиск вашего сайта. Ведь эти предприимчивые люди абсолютно честные и открытые! Любой неспециалист может прочесть, чем же именно они занимаются. Правда, есть маленький нюанс: вряд ли он по-настоящему поймет, о чем речь, но ведь это неизбежно в любой сложной области - я вот тоже плохо понимаю своего бухгалтера. Сегодня век специализации, и не может продавец ботинок хорошо разбираться ещё и в продвижении сайтов. Во всяком случае, в статьях про SEO более чем достаточно специальной терминологии и сложных идей, чтобы продавец ботинок преисполнился должного уважения.
Тема, очевидно, актуальная, поскольку сайты нужны всем или почти всем, а «оптимизировать» что-нибудь тоже хочется всем. В итоге литература по поисковой оптимизации становится модной. На сайты, посвященные этой теме, идет огромный поток посетителей.
Следующий логический шаг очевиден - можно открыть фирмы (серьезные и уважаемые!), которые будут за хорошие деньги оптимизировать сайты клиентов. То есть, вообще говоря, торговать воздухом - ведь, как я уже сказал, поисковой оптимизации (в том смысле, который ожидает клиент) не существует. Но когда это мешало успешному бизнесу??
Что же мы получили в итоге? ...Поисковую оптимизацию! Ну чем не оптимизация - сайты предприимчивых людей обрели миллионы посетителей, по слову «SEO» Google выдает миллионы страниц, а в кошельки предприимчивых оптимизаторов стекаются деньги. Отличная идея, не правда ли? И даже гениальная.
Я подумал, что к гениальности этой идеи можно отнестись серьезно и взять её на вооружение. И решил сам написать статью про поисковую оптимизацию. Вот эту. Как минимум, это будет хорошее дело, предупреждение для людей, чтобы не спешили расставаться со своими деньгами ради обогащения жуликов. А поскольку тема актуальная и острая, то, может быть, и мой сайт получит неплохие позиции в поисковиках по соответствующим ключевым словам. Чем я хуже?..
Наверно, вы ждете каких-то аргументов - почему, собственно, нужно верить автору, что SEO есть миф.
Первый аргумент довольно простой - попробуйте поискать в Google какие-нибудь материалы этого сайта, например, «диалог с Богом» или «Троица для нехристиан». И посмотрите, на каких позициях вы увидите мой сайт.
Второй аргумент более конкретен: по существу, это ведь очевидно. Поисковые машины созданы ради того, чтобы произвольный посетитель мог как можно легче найти информацию, которая на самом деле ему нужна и при этом на самом деле есть на сайтах интернета. Понятно, что задача чудовищно, невероятно сложная, но учтите, что все усилия разработчиков поисковых систем - а это лучшие программисты мира! - направлены на то, чтобы цель была достигнута. Иначе говоря, чтобы то, что нужно реальному пользователю, он действительно нашел в выдаче поисковой системы. Причем чем более эта вещь нужна пользователю, тем лучшие показатели в поиске (лучшие позиции в выдаче поисковика) должны получиться.
Есть ли в этой ситуации смысл как-то «оптимизировать» сайт специально под поисковые системы? Ответ действительно очевиден, и он отрицателен.
Разумеется, сайт должен быть ориентирован на человека и содержать информацию, которая нужна человеку и хорошо доступна человеку. Нет и не может быть никакой оптимизации, кроме оптимизации сайта для конечного, живого пользователя. А уже дело разработчиков поисковой системы - реализовать поиск таким образом, чтобы наилучшим образом учесть интересы этого пользователя.
Чтобы не быть голословным, я процитирую рекомендации разработчиков самой крупной в мире поисковой системы Google:
  • Создавайте страницы в первую очередь для пользователей, а не для поисковых систем.
  • Не обманывайте пользователей.
  • Старайтесь не прибегать к уловкам для улучшения рейтинга в поисковых системах. Руководствуйтесь золотым правилом: если вы можете без труда объяснить владельцу конкурирующего веб-сайта или сотруднику Google целесообразность ваших действий с сайтом, значит вы на верном пути. Кроме того, полезно задаться вопросом: нужно ли это пользователям? Стали бы вы так поступать, если бы поисковых систем не существовало?
К сожалению, усилиями упомянутых предприимчивых людей термин SEO настолько прочно закрепился, что стал стандартом для обозначения любой работы, прямо или косвенно улучшающей сайт с точки зрения возможности поиска. Работу действительно ответственных и честных специалистов, которые готовы улучшить сайт с точки зрения доступности информации для человека (а уже как следствие - для поисковиков), тоже называют SEO. Однако, во избежание путаницы с описанным выше мифом и с деятельностью бесчисленных «SEO-компаний», которые наживаются на невежестве простых сайтовладельцев, я с этого момента не буду пользоваться термином «SEO» и буду говорить об информационной оптимизации.
В реальности есть смысл оптимизировать не «поиск по сайту» (выполняемый поисковым роботом), а информацию, которая находится на сайте. Точнее, стоит постараться сделать так, чтобы информацию, которую вы хотите разместить, было легко и удобно найти реальным людям. Такую оптимизацию логично назвать информационной.
На случай, если вам непросто отказаться от желания попасть на первые позиции поисковиков - желания, которое вот уже много лет вдалбливают в подсознание пользователей фирмы-«оптимизаторы» - ещё раз подчеркну: эта цель строго эквивалентна информационной оптимизации, о которой говорю я. Если вашу информацию будет легко найти людям, то ее легко найдут и поисковые роботы. Впрочем, лучше все-таки постараться избавиться от этого «клише» и вообще перестать думать о рейтингах и позициях в поисковиках. Это затуманивает цель работы и абсурдно по своему смыслу: ваш сайт существует не ради роботов, а ради того, чтобы к вам пришли живые посетители. В том числе и без помощи каких-либо поисковиков.
 
Категория: Авторы проговариваются | Добавил: РефМастер (25.07.2014)
Просмотров: 128 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0