Снимок, приведённый на титульном листе, я сделал в июне 2007 года, случайно оказавшись на Австрийской площади. Тогда магазин назывался «Бабушкины советы» (был открыт в 1996 году). Расположение: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, 16, ранее – доходный дом Э. К. Липгарта.
Это не манекены, а куклы, изображающие настоящих людей. Сидящая за швейной машинкой бабушка Кира Петровна, и внучка Поля – весёлая веснушчатая ясноглазая девочка 10-11 лет. По одежде Поли на моём снимке, – пёстрое, укороченное снизу платье с белым круглым воротником и белыми же поясом и манжетами (при длинных рукавах), белые гольфы, с которыми идеально сочетаются чёрные туфли-сандалики «Мэри Джейн», – можно узнать детскую моду первой половины 1980-х годов.
Сейчас уже заметны изменения: магазин называется «Текстиль для дома», кот куда-то спрятался (в витрине его уже нет), швейная машинка убрана, а Кира Петровна и Поля приоделись потеплее, в связанное ими в домашних условиях. Но жители Петроградской стороны всё равно узнают их.
Кира Петровна Красникова была из рабочей семьи Петроградской стороны. Родилась она 24 июня 1924 года. Окончив семилетнюю школу и ФЗУ, работала на старейшей текстильной фабрике города, тогда называвшейся Гардинно-тюлевой фабрикой имени Самойловой. Всю свою рабочую жизнь она отдала этому предприятию. И почти в самом начале этой рабочей жизни ей пришлось пережить и тяжёлые дни в осаждённом Ленинграде. Эту часть истории блокады, когда рабочие фабрики стали вручную красить маскировочную сетку, принося в вёдрах воду с Невы, и сейчас рассказывают на фабрике.
Закончились блокада и война. Все понимали, что впереди ещё много трудностей и работы. Но счастье победы было сильнее, и город восстанавливали всем миром.
Уже с конца 1940-х годов Кира Петровна была неизменно в числе передовых работниц фабрики. Тогда же она и познакомилась с одним из бывших бойцов Волховского фронта, теперь работавшим строителем. О нём я мало что знаю, поскольку фамилию Кира Петровна никогда не меняла, оставшись Красниковой, и, забегая вперёд, скажу, что свою старшую внучку Полю она впоследствии тоже Красниковой записала.
Они поселились в доме № 16 по Кировскому проспекту – том самом, которым до революции владел Э. К. Липгарт. Жили своим трудом и приучали к труду двух дочерей и сына.
Бабушкой Кира Петровна впервые стала как раз в день своего 50-летия, 24 июня 1974 года, когда родилась Поля, дочь её старшей дочери.
Кира Петровна решила, что это не простое совпадение, и позже другим работницам фабрики говорила, что этот случай был самым важным подарком на золотой юбилей. И хотя позже родились ещё шесть внуков и внучек, именно Полю она полюбила больше остальных.
Как и было принято в те годы, Кира Петровна передавала свой опыт молодым работницам, и, даже выйдя на пенсию, ещё занималась со старшеклассницами на учебно-производственном комбинате по швейному делу. Но, кто читал сказы Бажова «Коренная тайность» и «Живинка в деле», у любого мастера есть такое, что передают кому-то одному, и не каждому.
К тому времени муж Киры Петровны скончался, а дети со своими семьями разъехались в бывшие предместья, ставшие новыми районами разрастающегося города.
Следующий свой юбилей – 60 лет – Кира Петровна отметила в семье своей старшей дочери, поскольку и у Поли был праздник, ей исполнилось 10 лет. И в тот день Кира Петровна предложила Поле переехать к ней и стать её ученицей. Родители не возражали, у них были младшие дети, да и Поля их регулярно навещала впоследствии.
И действительно, многому Кира Петровна научила Полю. Их любимым занятием было шить или вязать по вечерам.
Знакомые и соседи нередко обращались к Красниковым, если надо было что-то из шитья или вязания редкой ручной работы.
Поля переняла многие бабушкины советы, и не раз её работы были высоко оценены на школьных, районных и даже городских конкурсах.
Также Поля превосходно рисовала, и это ей тоже пригодилось.
В выходные дни Кира Петровна и Поля гуляли по Петроградской стороне, а ещё они дважды в год – весной и осенью – обязательно бывали в Эрмитаже, и в первую очередь в его картинной галерее.
В эти дни Кира Петровна часто рассказывала Поле то, что слышала про Эрнста Карловича Липгарта, который, даже перестав быть домовладельцем, всё же остался в Советской России и до конца своих дней работал в Эрмитаже.
Умерла Кира Петровна в конце осени 1995 года. Конечно, перемены в обществе она воспринимала очень тяжело, но всё же порадовалась, что фабрика, на которой когда-то она работала, не только устояла, но даже расширилась в те непростые годы.
Поля – Полина Александровна Красникова – была уже взрослой, незадолго до смерти бабушки она вышла замуж и вскоре переехала в другой район. Сейчас она талантливый дизайнер одежды, но не для «богемы», а для граждан.
Одна из фотографий Киры Петровна и Поли с их домашним котом сохранилась у кого-то из одноклассников Поли. По ней и выполнены фигуры в витрине, причём и одежду, и обстановку мастер-изготовитель попытался воспроизвести максимально точно.