Рассказано на экскурсиях
 
© Денис Паничкин
 
С.П., о котром едва помнят

 

Название Павского переулка в Шувалово связано, видимо, не с самками павлина и не с одноимённой породой уток, а с фамилией Павский, довольно распространённой среди священников

(А. Ерофеев «Откуда приходят названия»)

 

Здесь необоснованно ставят на первое место И. А. Ильина, которого (в связи с украинскими событиями последнего года) всё чаще называют «русским духовным братом Бандеры». Но ставить Ильина впереди Жуковского, Ушинского, Чернышевского, Пирогова, Бердяева (кстати, его с Ильиным взгляды в части темы работы – противоположны), Синицкого, Остроградского и некоего, известного только по инициалам С.П. – я считаю неправомерным

(Из рецензии, написанной рассказчиком на монографию, посвящённую патриотическому воспитанию подростков в 2014 году)

 

«С.П.» – так подписывал свои публикации Степан Петрович Павский.

Происходил он из «белого» духовенства, родился летом 1827 года в семье приходского священника. Как и полагалось по нормам того времени, окончил духовное училище, а затем и семинарию – с отличием, что дало ему право выбора между церковной и гражданской службой, и он предпочёл второе.

Степан Павский интересовался именно образованием, и службу с самого низшего XIV класса – коллежским регистратором – начал в присутственных местах Министерства народного просвещения Российской империи. В конце 1850-х был направлен в Гатчинский сиротский институт, предназначавшийся для осиротевших офицерских сыновей (в эту категорию входили дети чиновников, не приобретших на службе, не обязательно военной, прав дворянства). Там произошла самая важная встреча в его жизни – с Константином Дмитриевичем Ушинским, и Степан Павский воспринял его идеи. Павский преподавал русскую словесность, как тогда назывался этот предмет.

После ухода Ушинского из Гатчинского сиротского института Павский не смог ужиться с новым директором О. Ф. Доливо-Добровольским, и особенно сильной и взаимной была неприязнь со старшим воспитателем Игнациусом, человеком мелочным и придиравшимся ко всему.

Павский добивается перевода в Санкт-Петербург и сначала был – также учителем русской словесности – в Воздвиженском городском училище, располагавшемся на Лиговском проспекте (или канале), а затем перевёлся в старейшее в столице Андреевское училище, расположенное на 7-й линии Васильевского острова, напротив церкви апостола Андрея Первозванного на 6-й линии (в этой церкви Степан Павский венчался с Натальей Волынской, дочерью своего предшественника в должности). Училище отличалось редким для того времени совместным обучением мальчиков и девочек. Здесь Степан Павский уже занял должность инспектора классов.

Но Павский не только состоял на службе в училищах. Он развил и дополнил педагогические идеи Ушинского, а во время поездки в 1867 году в Москву встретился с амнистированным декабристом Д. И. Завалишиным, рассказавшим ему о своих размышлениях почти полувековой давности. Завалишин как раз узнал о продаже Аляски Северо-Американским Соединённым Штатам и сильно переживал это, вспоминая свои планы создания «Ордена восстановления истины» («Вселенского восстановления»). Орден должен был преследовать благородную цель превращения России в мировую державу.

Степан Павский воспринял это по-своему. Тогда он разрабатывал планы реформирования русской орфографии, чтобы как можно было меньше расхождений между письменным и фонетическим языком. В частности, он опередил своё время, предлагая устранить такие «дублирующие» буквы, как ϴ, ѣ, і, а также твёрдый знак на конце слов, оставив его только в качестве разделительного. Более того, в записках Павского есть идеи о возможности превращения русского языка в мировой. Конечно, он это публиковать открыто остерегался, и даже свои статьи на воспитательную тематику публиковал, только подписываясь «С.П.».

В то время (1870) была открыта железная дорога на Риихимяки, и Степан Павский стал летом ездить и в Финляндию, особенно в Териоки и Выборг, и заинтересовался деятельностью финского просветителя периода Реформации Михаэля Агриколы. Павского поразило, что этот учёный осуществлял свою деятельность, когда язык его народа не имел даже письменности, и приходилось начинать с чистого листа.

После этого Павский начинает разрабатывать методики преподавания русского языка как неродного – равно для национальных меньшинств Российской империи и для иностранцев. Также он допускает создание письменностей для тех народов, которые её не имели – также на основе русского алфавита.

Однако его идеи поддержки не получили. Выйдя позже в отставку, и приобретя небольшой дом в Шувалово у Суздальских озёр, он поселился там, продолжая заниматься просветительской и научно-публицистической деятельностью.

Дом Павского в Шувалово знали все, и понемногу переулок, проходивший от его дома, стали называть Павским.

Так как жил Степан Павский не так далеко от железнодорожной станции «Озерки», то и после отставки в тёплое время года нередко ездил в Финляндию и даже один раз выдвинул идею организации в Териоки межнациональной школы – финско-русской со взаимным обучением детей этим языкам. Но и здесь он не получил поддержки.

Самым тяжёлым для Степана Павского оказался 1904 год. Смерть жены, гибель зятя – мужа единственной дочери – на войне с Японией, открытая травля его идей, развязанная Иваном Ильичом Сергиевым, более известным как Иоанн Кронштадтский. Их взгляды были противоположны. Павский считал, что «русский народ не должен запереться в своей земле, как того хочет Сергиев, а, напротив, должен нести своё всему миру». Созданный годом позже «Союз русского народа» Павский открыто называл «разбойничьим сообществом».

Свои годы Степан Павский доживал в Шувалово с дочерью Елизаветой и внучкой Еленой. Застал он живым и революционный 1917 год. Конечно, к Советской власти он отнёсся неоднозначно, но считал, что пропагандируемая этой властью мировая революция может пойти на пользу, проведя в жизнь его мечту о превращении русского языка во всемирный, а когда узнал про Декрет 10 октября 1918 года о новой орфографии, то порадовался, что это пришлось на его бытность.

Умер Степан Петрович Павский в конце марта 1919 года на 92-м году жизни. Сейчас о нём напоминают только его публиковавшиеся при жизни труды за подписью «С.П.» и название Павского переулка.

 

Предыдущая страница       В оглавление      Читать дальше