Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся
 

Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся

Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

1.Воспитание у школьников уважения к труду

 

2.Воспитание чувства человеческого достоинства, патриотизма и интернационализма в обучении истории

 

3.Эстетическое воспитание на искусстве древности и средневековья

 

Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

 

Эстетическое воспитание на искусстве древности и средневековья

 

Значительное место, отводимое в курсах истории древнего мира и средних веков культуре разных стран и народов, создает широкую возможность для эстетического воспитания учащихся, которое не ограничивается простым ознакомлением с лучшими памятниками искусства древности и средневековья в их воспроизведениях. Многие памятники искусства этого времени позволяют доступно раскрыть отраженную в них идеологию, и в частности, мораль различных общественных классов и социальных групп в разные эпохи, а иногда и показать борьбу идеологий, например, церковно-феодальной и буржуазно-гуманистической в эпоху Возрождения. Особенно ясно и наглядно классовая сущность идеологии выступает в средневековом искусстве, широко используемом церковью для пропаганды религиозно-феодального мировоззрения.

Ознакомление учащихся с культурой средних веков позволяет показать роль народного искусства как одного из истоков гуманистической культуры Возрождения. Встреча с выдающимися памятниками искусства народов древности и средневековья дает школьникам первоначальные представления о духовном богатстве прошлого и учит видеть и понимать прекрасное. Благодаря этому у них развивается чуткость и любовь к искусству, вырабатываются критерии оценки художественных произведений.

Методика эстетического воспитания учащихся на образцах искусства древности и средних веков строится с учетом указанных задач и особенностей работы. Для изучения отбираются те произведения, которые наиболее ярко и полно отражают как черты искусства, так и конкретно-историческую действительность страны и эпохи. Эти произведения должны быть сопоставимы с произведениями искусства других стран, с которыми школьники знакомятся в предшествующих или последующих темах курса. Сопоставимыми чертами являются величина изображения отдельных людей, характер поз и движений людей, передача их чувств, объемный или плоскостный характер изображения, передача пространства и перспективы, наконец, использование возможностей цвета и светотени. Все эти признаки раскрываются учащимся не сразу, а по мере накопления знаний об искусстве отдельных стран, где на первое место выступают те или иные из перечисленных признаков.

В качестве важного приема работы выступает сравнение. Оно позволяет сопоставить несколько произведений искусства одной страны друг с другом и таким путем выделить присущие им общие и типичные черты. Уже школьники V класса при анализе и сопоставлении произведений искусства учатся видеть, что они выражали, какие чувства и мысли вызывали у современников. Особенно содержательно в этом отношении сравнение памятников древнеегипетской и древнегреческой архитектуры и скульптуры. При анализе египетских монументальных памятников учитель выявляет, какими изобразительными средствами внушалось простым людям чувство беззащитности перед лицом могущественных богов и фараонов. Дети понимают подавляющее воздействие грандиозных пирамид и храмов, олицетворявших восточную деспотию.

В произведениях греческого искусства подчеркивается их относительная демократичность. Восхищение учащихся вызывает легкость, простота, пластичность и соразмерность форм, с помощью которых выражалась идея физического и нравственного совершенства свободного человека - гражданина полиса.

Иногда различные стороны нравственного воспитания пересекаются между собой. Например, ученикам при изучнии Нидерландской буржуазной революции можно продемонстрировать такие картины Питера Брейгеля-отца, как «Две обезьяны» (объяснив, что она как бы символизирует положение нидерландского народа в то время, когда на испанский престол вступил Филипп II) или «Избиение младенцев» (кратко пересказав эту евангельскую легенду, следует обратить внимание на следующую деталь: в центре картины показан конный отряд, наблюдающий за исполнением приказа царя Ирода, причём предводитель этого отряда похож на герцога Альбу, а значит, короля Филиппа художник сравнивает с Иродом; точно также на картине «Несение креста» римские легионеры изображены в красных одеждах испанцев).

 

 

 

 

Вызывая у учащихся восхищение шедеврами мирового искусства и творческим подвигом их создателей, мы тем самым учим бережному отношению к культурному наследию прошлого и пробуждаем интерес к искусству, к дальнейшему самостоятельному ознакомлению с ним, к чтению произведений классической литературы минувших эпох.

 

На главную страницу *** Основные направления